суббота, 29 июня 2013 г.

Линия головок Technics. Продолжение...

Technics EPC-205C mk3 и EPC-U205C mk3

Изображение
На дворе 1979 год, выход третьей версии 205 картриджа. В этот раз никаких версий с разным выходом, и разными иглами. Только версия в виде моношелла(205С - 30000 йен) и в виде отдельного картриджа(U205C 27000 йен). Как гласит коробка и реклама это первый в мире картридж с:
- кантеливером из чистого бора,
- bridge yoke,
- сердцевинами из HPF (горячо - прессованного феррита),
- ТТDD демпфером.

Что же это все такое, и самое главное - как оно влияет на звук и точность воспроизведения?
Для начала приведу спецификацию и габаритные размеры на моношелл, для версии U205 будет разница только в весе картриджа, он составляет 6,5 грамм и размерах.
Изображение
Рисунок 11: спецификация картриджа technics EPC-205C mk3.

Изображение
Рисунок 12: размеры 205С mk3.

После получения общего представления, что перед нами перейдем к передовым технологиям, не зря же написано «первый в мире». Первое – кантеливер из чистого бора. Видимо, в те года, у инженеров техникса были совсем развязаны руки, чем же еще можно объяснить применение дорогостоящего, и достаточно тяжелого в обработке бора? Из него были сделаны диафрагмы твиттеров для SB-10000, из него далее стали производится кантеливеры всех топовых картриджей техникс. Почему? Бор удачно сочетает очень малый вес и жесткость, смотрим графики:
Изображение
Рисунок 13: 11- изменение эффективной массы (массы подвижной системы) по годам; 12 - зависимость частотной характеристики от материала кантеливера.

Изображение
Рисунок 14: Сравнение модуля упругости основных материалов, применявшихся в изготовлении кантеливеров.

Первое что бросается в глаза, это прогресс по уменьшению массы подвижной системы: в 10 раз за 20 лет, технологии точно не стояли на месте. По сравнению со второй модификацией – более чем в 2 раза, на 0,2 мг. Далее обратим внимание на рисунок 14, как видно модуль упругости бора на 20 процентов больше чем у бериллия (с ним работали инженеры Yamaha, при изготовлении диффузоров для АС, pioneer для изготовления кантеливеров топовых картриджей, и некоторые другие фирмы), и почти в 10 раз больше чем у титана, из которого был сделан кантеливер на прошлой версии. Ну и на последок, рисунок 13, график 12 – результат всей работы по внедрению бора – теперь можно получить плоскую АЧХ в гораздо больших диапазонах, что и будет доведено до абсолюта на референсном EPC-100C mk3, вышедшем чуть позже. Для 205 диапазон плоской АЧХ (±0,5 Дб) задан как 20 Гц – 15кГц. Так ли это? Как мы видели в разделе про вторую модификацию (см рис. 10) неоднородность составляла 1дб на диапазоне 20 -20. Так стоила ли овчинка выделки? К сожалению у меня нет индивидуального графика АЧХ (а он поставлялся к каждому картриджу), но на просторах японского интернета были найдены графики для третьей и четвертой модификации:

Изображение
Рисунок 15: неоднородность АЧХ на диапазоне 20 Гц - 20 кГц для картриджей technics EPC-205C mk3 и mk4.

Без комментариев, просто прямая. Видимо инженеры техникс писали документацию с большим запасом, учитывая все неблагоприятные условия, такие как дрейф АЧХ из – за изменения параметров окружающей среды, например связки температура – влажность. Так что переходим к следующей особенности:

ТТDD демпфер, или же technics temperature defense damper (техниковская защита демпфера от температурного дрейфа), суть данной технологии можно легко понять взглянув на рисунок 16.

Изображение
Рисунок 16: девиации АЧХ под влиянием температурного дрейфа.

Как видно из рисунка, при изменении температуры в помещении мы можем получить вполне весомые отклонения уровня выхода, и тем сильнее они, чем выше воспроизводимая частота. Техниковские же инженеры использовали техническое ухищрение, чтобы избежать этого: или смогли придать какую либо особую форму демпферу (в основном производящемуся из бутилового каучука в то время), или же использовании иной материал, не меняющий своих свойств в некоторых пределах флуктуаций температуры. Более подробно я это постараюсь узнать, если мне попадется мертвая вставка от третьей модификации.

Идем дальше, bridge yoke и all “HPF” core: Bridge yoke (имеется ввиду структура оболочки стилуса) – в данном картридже реализована двойная структура оболочки, см рис. 17 и 18. Где металл оболочки (светлая часть) идет попеременно с горячо – прессованным ферритом. Этот материал HPF широко применялся техникском в то время, из него изготавливались магнитные головки многих отличных моделей кассетных дек (RS-678, RS-9900, RS-95). В данном картридже он используется и как сердечник для катушек (all HPF core), с зеркальной полировкой. А также как инструмент для реализации системы точной передачи магнитного поля от движущейся части (система кантеливер - демпфер) до генерирующей части (представленной магнитным контуром и катушками)
Изображение
Рисунок 17: внутренняя структура картриджа EPC-205C mk3

Изображение
Рисунок 18: оболочка стилуса EPS-205ED3.


А теперь приведу основные особенности данного картриджа по версии мацушиты, возможно это поможет более полно понять принцип действия вышеперечисленных технологий.
Изображение
Изображение
Изображение
Рисунок 19: основные особенности картриджа technics EPC-205C mk3

Technics EPC-205 mk4
Последняя версия великого картриджа, наравне с третьей версией считается одним из лучших ММ картриджей выпущенных когда-либо. Пуск этой модификации был дан в 1984 году. Эта версия выпускалась только в виде моношелла (T4P версии рассмотрены в соответствующем разделе).
Ищется информация.
Изображение
Рисунок 20: различия в виде кантеливера и алмаза между модификациями mk3 и mk4.

T4P версии.

В 4х пиновом форм факторе были выпущены mk3 и mk4.
В брошюре 1981 года сказано буквально следующее: «те же особенности, спецификации и превосходный звук как EPC-205C mk3». Mk4 в Т4Р исполнении также соответствует обычному 205 картриджу четвертой модификации. Про стандарт Т4Р и его достоинства и недостатки расписано в соответствующей главе.
ИзображениеИзображение
Рисунок 21: описание EPC-P205C mk3 в каталоге картриджей от 1981 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий