Жизнь винилового сингла оказалась недолгой, но очень яркой
|
Первым семидюймовым диском-синглом стала песня Texarcana Baby американского кантри-певца Эдди Арнольда. В России он практически неизвестен, но в Америке - один из самых популярных исполнителей своего жанра. У него был тот же менеджер - полковник Том Паркер, что и у великого Элвиса Пресли.
За долгую карьеру - а умер Эдди Арнольд только в прошлом году в возрасте 90 лет - у него накопилось 28 синглов, которые доходили до первого номера в американских кантри-хит-парадах. Один из этих синглов - та самая историческая Texarcana Baby.
До семидюймовых синглов главным коммерческим носителем музыки были десяти- (реже двенадцати-) дюймовые шеллаковые диски, запись на которых воспроизводилась со скоростью 78 оборотов в минуту.
Бублик на 45 оборотов
Это позволяло на десятидюймовой пластинке записать примерно три минуты музыки. Такое чисто техническое ограничение настолько прочно въелось в сознание фирм грамзаписи и самих артистов, что и по сей день трехминутный формат прочно доминирует на поп-музыкальном рынке.
"Битлз" помогли кардинально изменить подход к записи синглов
|
Три минуты оставались почти незыблемой нормой вплоть до второй половины 1960-х, когда с одной стороны развитие техники (появление так называемых микродорожек), с другой стороны растущая независимость ведущих музыкантов от давления фирм - привели к поистине революционному прорыву.
Вышедшая в 1968 году на сингле битловская Hey Jude длилась целых невероятных до того времени семь минут! А еще четыре года спустя американский певец Дон Маклин выпустил свой эпохальный American Pie, который длился целые восемь с половиной минут.
Синглы-сорокапятки появились практически одновременно с появлением долгоиграющих пластинок на 33 оборота в минуту. Первые назывались SP (Single Play, вторые LP (Long Play). Первые долгое время служили исключительно как локомотив для продажи вторых.
Революция и Revolution
Из альбома (LP) выбиралась наиболее ударная песня и выпускалась в виде сингла. Сингл стоил дешевле, выбранная песня вовсю игралась на радио и тянула за собой продажу более дорогого альбома.
Сейчас винил остается уделом меломанов и аудиофилов
|
А если и входили, то сингловая версия иногда немного (Let It Be, Get Back), а иногда радикально (Revolution) отличалась от альбомной.
На сингле есть сторона А и сторона В. В хит-парад, и в историю сингл входит исключительно по названию песни на стороне А.
Хотя немало случаев, когда и на стороне В оказывался шедевр - уже упоминавшиеся Hey Jude и Revolution вышли на одном сингле, как стороны А и В соответственно.
В Америке позиция в хит-параде определялась по числу появлений песни на радио, и в какой-то момент на первом месте находилась Hey Jude, а на втором - Revolution.
Хотя уже и раньше были случаи синглов, обе стороны на которых считались сторонами А. Такой у Beatles была "сорокапятка" Day Tripper/We Can Work It Out.
Были, впрочем, исполнители, которые принципиально не выпускали синглов. Led Zeppelin, например, с презрением относились к "сорокапяткам", как к сугубо коммерческому формату, и первый сингл - пересведенная версия Whole Lotta Love - вышел в Британии лишь много позже распада группы - в 1997 году.
Прощай, винил!
1960-70-е годы были пиком развития сингла как формата. Причем одно время наряду с семидюймовыми появились и двенадцатидюймовые "сорокапятки", на которых можно было поместить куда более длинную, пересведенную и предназначенную уже специально для воцарившихся тогда дискотек версию песни.
|
Короткая, по сравнению с альбомом, жизнь сингла сделала его гораздо большей редкостью. У коллекционеров - тех, кто собирает не музыку, а редкости, - цена некоторых уникальных небольшого тиража оригинальных изданий достигает десятков тысяч долларов.
Огромной и очень представительной коллекцией синглов - ни много ни мало 40 тыс. штук - обладал самый знаменитый британский ди-джей Джон Пил.
Свой сингл-формат есть и у компакт-дисков. Но наступившая эра скачивания музыки из интернета и всеобщей электронизации средств записи и хранения музыки практически полностью вытесняют прежние привычные физические носители.
Те, что остаются, - удел очень специфических групп потребителей. Взобравшаяся несколько лет назад на вершины хит-парадов песенка о Барби - свидетельство того, что синглы теперь покупают лишь школьницы-подростки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий