суббота, 19 января 2013 г.

Звукосниматели MM и MC для проигрывателей винила

По материалам статьи Николая Ефремова


Самый больной вопрос у любителей винила, судя по дискуссиям в Сети: какую головку выбрать - ММ или MC? Считается, что в наиболее популярном сегменте, т.е. при цене 250 - 300 долларов, картриджи с подвижным магнитом предпочтительнее, поскольку они звучат лучше и не требуют дополнительных устройств для согласования с фонокорректорами - повышающих трансформаторов или предусилителей.

Отчасти это правда, поскольку за такие деньги большинство производителей предлагают MC-головки начального уровня (а вообще их цена может достигать $5000 и выше), в то время как для ММ это крепкий средний, а у некоторых марок даже элитный класс. Это понятно - конструкция с подвижной катушкой намного сложнее в реализации и, как правило, подразумевает ручную сборку. Но ситуация постепенно меняется, поскольку начинает работать причинно-следственная цепочка: рост интереса к винилу - повышение спроса на картриджи - увеличение объемов производства - снижение себестоимости. Кроме того, некоторые конструктивные и технологические решения переносятся из верхнего ценового сегмента в нижние, поэтому качественная разница между ММ и МС-звукоснимателями одинаковой стоимости уже не столь очевидна. Значит, единственным аргументом против MC становится малое выходное напряжение и, как следствие, неспособность работать с большинством бюджетных фонокорректоров? И здесь не все так однозначно. Применение сверхэффективных магнитов на основе сплавов самария, кобальта и неодима позволило увеличить отдачу MC-головок до 2 - 4 мВ без наращивания витков катушки и, стало быть, без ухудшения динамических свойств. 

Всегда считалось, что MC лучше передают нюансы и микроконтрасты именно за счет меньшей массы подвижной системы, но ее удалось радикально снизить и в современных ММ-конструкциях - за счет применения тех же редкоземельных магнитов. Так есть ли разница в звучании головок разных типов при одинаковой стоимости? Это мы сегодня и попытаемся выяснить. Соревноваться будут ММ и МС-головки как с высоким, так и с низким выходом, но сравнивать их мы будем не между собой, а с выбранным заранее эталоном - картриджем Ortofon Valencia за 762 евро. Такой ход мне подсказали неоднократно слышанные из разных уст сентенции типа: «Мой усилитель (проигрыватель, акустика, головка) стоит 500, а играет на 1000». Вот и посмотрим, который из участников сможет по звучанию максимально приблизиться к «Валенсии». Этот 10-граммовый MC-картридж с низким выходом, довольно жесткой подвижной системой и иглой FineLine отличается детальным, сбалансированным звучанием, прекрасно проработанным нижним диапазоном и прозрачным верхом.
В качестве фонокорректора использовался студийный модуль ATI P100, в котором предусмотрен выбор входного сопротивления 47/100 кОм и емкости 100/200 пФ. Соответствие стандартной кривой RIAA ±0,2 дБ во всем диапазоне частот, быстродействие 30 В/мкс. Изменение чувствительности Low/High позволило подключать MC-головки Ortofon с низкой отдачей без повышающего трансформатора.

Проигрыватель Micro Seiki DD7 был выбран в качестве испытательного стенда из-за тонарма MA-505, позволяющего оперативно менять вертикальный уровень VTA, а также подстраивать на лету антискейтинг. Прижимная сила выставлялась с помощью электронных весов Arm Load Meter, имеющих точность 0,002 г.

Способность «держать канавку» (чаще употребляют термин «трекабилити») оценивалась по измерительной пластинке «Vinyl Essentials». Именно этот параметр определяет, будет ли игла перескакивать с дорожки на дорожку при наличии царапин или иных дефектов пластинки. Кроме того, я заметил, что головки с более уверенным трекингом лучше воспроизводят нижние частоты. Мы будем приводить два значения, например, 70/80 (такой результат показала эталонная Ortofon Valencia) означает, что первые признаки потери контакта проявляются при амплитуде записи 70 микрон, а явно этот эффект заметен на 80. Резонансная частота системы «тонарм - головка» не измерялась, поскольку она редко отличается от расчетного значения. Как ее определить для конкретной связки, см. раздел «Посчитаем резонанс».
Производители рекомендуют разминать головки около 30 часов, я же для экономии времени использовал «прогревочный» диск с сигналами специальной формы.

ПОСЧИТАЕМ РЕЗОНАНС

Как и любая механическая система, подвес кантилевера вкупе с коромыслом тонарма имеет собственную резонансную частоту. Чтобы не влиять на звучание проигрывателя, она должна быть в инфранизкой, не слышимой ухом области, лучше в пределах 10 — 14 Гц. Более низкие значения опасны тем, что при проигрывании коробленых пластинок система пойдет вразнос, т.е. игла будет вылетать из звуковой канавки. Высокий резонанс приближается к нижней границе рабочего диапазона, и проблемы с трекингом могут возникнуть при прослушивании, например, органных произведений (Fн ~ 20 Гц).

Как же определить резонансную частоту сиcтемы? Существует эмпирическая формула, дающая довольно точные (±1 Гц) результаты:
Fр = 159/v((Mэф + Mг + Mк ) * С, где:
Fр - искомая частота в герцах;
Mэф - эффективная масса тонарма в граммах. Как правило, приводится в его спецификациях;
Mг - масса головки в граммах. Всегда указывается производителем.
Mк - масса крепежа, т.е. винтов и гаек, которыми головка крепится к шеллу. Обычно принимается 0,5 г;
С - податливость кантилевера (compliance), измеряемая в см/дин х 10-6. Всегда указывается производителем головок. Из формулы можно вывести главное правило: легкие тонармы лучше сочетаются с мягкими головками (высокое значение compliance), а тяжелые, наоборот, с жесткими.

Для примера рассчитаем резонанс тонарма MA-505 и эталонной головки Ortofon Valencia.
Дано: Эффективная масса тонарма 14,5.
Масса головки 10 г.
Крепеж в расчет не принимаем, это два крошечных алюминиевых винтика. Податливость 12 * 10-6 см/дин.
Считаем:
1. (14,5 + 10) * 12 = 294.
2. v294 = 17,14.
3. 159/18,4391 = 9, 27 Гц.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Deep Purple, «Fireball».WB, USA, 1971.
Оригинал, ранний американский пресс с невероятно мощным, напористым звучанием. Запись, как никакая другая, передает дух того времени.
Charlie Byrd, «Latin Bird».
Milestone, USA, 1973. Двойной альбом известного акустического гитариста, на котором он исполняет латиноамериканские мелодии. Обилие перкуссий и народных инструментов. А уж головки Ortofon Samba и Salsa сам бог велел испытывать на одноименных жанрах.
Cassandra Wilson, «New Moon Daughter». Blue Note, 1995.
Образцовая по качеству запись с широчайшим частотным диапазоном, масса инструментов с необычными тембрами. 

Lift up

Признаться, результаты проведенного исследования оказались слишком неожиданными. Хотя в начале я и упоминал, что современные технологии позволяют делать недорогие MC-головки, сравнимые по качеству с очень приличными ММ, но такого равенства, конечно, предвидеть не мог. Однако соперники у MC-представителей оказались очень сильные - честно говоря, звукосниматели Nagaoka перевернули мои представления о том, как могут звучать относительно недорогие звукосниматели с подвижным магнитом. Старшая модель, MP-200, безусловный «Выбор эксперта», хотя и MP-150 может служить образцом идеального соотношения качество/цена, особенно если шелл для нее у вас уже есть. Динамичное, сбалансированное по частотному диапазону звучание и жанровая универсальность плюс высокое выходное напряжение - безусловно, редкие качества в выбранном нами ценовом диапазоне. Должен заметить, что близкие по цене Ortofon Samba и Salsa обладают все же лучшей микродинамикой и немного более музыкальны, но не забывайте, что для согласования с бюджетным фонокорректором вам потребуется либо трансформатор, либо MC-предусилитель, а это дополнительные расходы. Тем не менее Samba, самая недорогая головка в нашем обзоре, очень «Удачная покупка». Еще пару лет назад за эти деньги, даже с учетом девальвации рубля, о МС-картридже с таким звучанием можно было только мечтать.
Но настоящим откровением для меня стало знакомство с Benz Micro MC-Silver. Как правило, MC с высоким выходом не столь музыкальны, как обычные, поскольку ради повышения эффективности приходится идти на различные компромиссы. Но MC-Silver звучит как высококлассная MC-головка с низким выходом, однако не требует дорогого повышающего трансформатора. По глубине контрастов, проработке нюансов и передача энергетики она лишь чуть-чуть недотягивает до эталона Ortofon Valencia, зато по информативности середины и трекингу (рекорд, 100 микрон!) даже превосходит его. Это как раз тот самый случай, когда говорят: «Вещь стоит 350 долларов, а играет на 700». Еще один «Выбор эксперта», без вопросов.

Эту награду могла бы получить и великолепная по звучанию головка Rondo Red, но она дороже MC-Silver и работает только с фонокорректором, имеющим МС-вход. 

А вот новинка Goldring GL2400 - совсем другое дело. Выходное напряжение 6,5 мВ гарантирует отличное отношение сигнал/шум, а по звучанию хотя и заметно отличается от эталона, но может считаться идеальным выбором для любителя симфонической музыки, оперы и джаза. По совокупности качеств она также заслуживает звания «Выбор эксперта». 

Pro-Ject MC-1H при всех преимуществах конструкции с подвижной катушкой - быстрой реакцией, прозрачным верхним диапазоном и слитным звучанием - может работать с любым предусилителем. Но эта головка не очень уверенно держит дорожку (первые признаки потери контакта проявляются уже при амплитуде записи 60 мкм) и имеет слегка ослабленный нижний бас. Но я не считаю это серьезными недостатками - в конце концов, коробленые пластинки в наше время редкость, а что касается баса, то его во многих корректорах специально режут сабсоник-фильтром. 

Обновленная версия AT440MLa от Audio-Technica склонна слегка упрощать звуковую картину, зато бережно относится к пластикам (прижимная сила 1,4 г), прекрасно передает микроконтрасты и отличается удивительно приятным звучанием в среднечастотном диапазоне. Для любителей этой марки - а их среди меломанов немало - отличный подарок.

ОДЕЛЬ
Audio-Technica AT440MLa
Benz-Micro MC-Silver
Goldring GL2400
Nagaoka MP-150
Nagaoka MP-200
Ortofon Rondo Red
Ortofon Salsa
Ortofon Samba
Pro-Ject Pick it MC-1H
Тип
MM
МС
MM
MM
MM
МС
МС
МС
МС
Выходное напряжение
(1 кГц, 5 см/с), мВ
4
2 (3,54 см/с)
6,5 ±1,5 дБ
4,5
4
0,5
0,38
0,3
2,2
Воспроизводимый диапазон, Гц
20 - 20000
20 - 25000
20 - 20000
20 - 20000
20 - 23000
20 - 30000
20 - 35000
20 - 30000
20 - 22000
Разделение каналов
(1 кГц), дБ
27
>30
>20
>24
>25
22
>25
>25
23
Разбалансировка каналов
(1 кГц), дБ
0,8
1,5
2
1,5
1,5
2
<1
<1
Н.д.
Оптимальная прижимная сила, г
1,4
2,0
1,7
1,5 - 2,0
1,5 - 2,0
2,3
2,2
1,5
2,5
Сопротивление катушки, Ом
3200
120
550
Н.д.
Н.д.
6
7
6
Н.д.
Индуктивность катушки, мГ
490
Н.д.
720
Н.д.
Н.д.
Н.д.
Н.д.
Н.д.
Н.д.
Сопротивление, Ом
47000
200 — 47000
47000
47000
47000
100
>20
>10
4700
Оптимальная ёмкость
нагрузки, пФ
Н.д.
Н.д.
100 — 200
Н.д.
Н.д.
Н.д.
Н.д.
Н.д.
Н.д.
Динамическая податливость,
(х10-6 см/дин)
10
15
20
6
7,2
15
15
14
12
Статическая податливость,
(х10-6 см/дин)
40
Н.д.
Н.д.
18
20
Н.д.
Н.д.
Н.д.
Н.д.
Масса, г
6,5
5,7
8,2
6,5
6,5
10,5
7
7
10
Кантилевер
Алюминий
Алюминий
Н.д.
Алюминий
Бор
Алюминий
Алюминий
Алюминий
Н.д.
Форма иглы
MicroLine
Эллипс
0,4 х 0,7 мм
Vital
Эллипс
0,4 х 0,7 мм
Эллипс
0,4 х 0,7 мм
Эллипс,
R 80 мкм
Super Fine Line
Эллипс,
R 18 мкм
Эллипс
Вертикальный угол, град.
20
20
24
Н.д.
Н.д.
20
20
20
Н.д.
Трекинг, мкм*
60/70
100
80/90
80/90
70/80
80/90
90/100
80/90
60/70
Возможность замены иглы
Да
Нет
Да
Да
Да
Нет
Нет
Нет
Нет
Цена, руб.**
9200
11165
11380
9200/ 12200
11200/ 14200
13950
9980
8000
9030
* Измеренное значение. ** Для головок Nagaoka также указана с шеллом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий