По материалам статьи Анатолия Лихницкого
Я подумал, что мои взгляды на историю звукозаписи, как на процесс “обратной эволюции” разделяют не многие. Выяснилось, что слепо верящих в научно-технический прогресс, а правильнее сказать, глухих сторонников его гораздо больше, чем я предполагал. Есть у них и лидер. В меру образованный москвич Раиль Кунафин. Под его присмотром, как мне показалось, преданные ему единомышленники уже приготовились собрать у населения старые патефонные пластинки, граммофоны Берлинера, а также аппараты “Telefunken” и торжественно сжечь их на Красной площади.
Чтобы предотвратить развитие страшных для меня событий, я готов снова и снова переубеждать всех тех, кто так мыслит, без исключения. В первую очередь я намерен изменить представление зомбированных аудиофилов о том, что такое деградация качества звукозаписи.
Я подумал, что мои взгляды на историю звукозаписи, как на процесс “обратной эволюции” разделяют не многие. Выяснилось, что слепо верящих в научно-технический прогресс, а правильнее сказать, глухих сторонников его гораздо больше, чем я предполагал. Есть у них и лидер. В меру образованный москвич Раиль Кунафин. Под его присмотром, как мне показалось, преданные ему единомышленники уже приготовились собрать у населения старые патефонные пластинки, граммофоны Берлинера, а также аппараты “Telefunken” и торжественно сжечь их на Красной площади.
Чтобы предотвратить развитие страшных для меня событий, я готов снова и снова переубеждать всех тех, кто так мыслит, без исключения. В первую очередь я намерен изменить представление зомбированных аудиофилов о том, что такое деградация качества звукозаписи.
Для
начала внесем ясность в вопрос о том, что такое качество звукозаписи.
С моей точки зрения, это способность записи доносить до слушателя суть
самой музыки ну и еще некоторые ее атрибуты по предложенному мной
ранее списку [1]. Если согласиться с этим определением, то тенденцию к
утрате звукозаписью данной способности человечество наблюдало в течение
последних 100 лет, хотя и не замечало ее. Утраты эти объясняются тремя
причинами:
- По мере внедрения в технологию звукозаписи результатов научно-технического прогресса путь музыкального сигнала в студийном оборудовании, из-за его нескончаемого усовершенствования и усложнения постоянно увеличивался.
- В процессе усовершенствований звукозаписывающего оборудования расширялись его эксплуатационные возможности, а значит, возникали новые поводы для вмешательства звукорежиссеров-вредителей в записываемую фонограмму.
- Из-за перманентных революций в форматах звукозаписи участвующие в производстве звукозаписей работники студий сбились с истинного пути, то есть утратили ясное представление о высших целях, к которым им следует стремиться. В результате произошла подмена таких целей на приземленные задачи маркетинга.
Тот
факт, что качество записи зависит от количества и качества,
используемых в звукозаписывающем оборудовании электроэлементов, мне
кажется, не должен вызывать сомнений. Утверждение это основано не
только на моем субъективном опыте, но и на результатах многих
объективных измерений. Инструментально установлено, что усложнение
передающего многокомпонентный сигнал оборудования приводит к
значительному увеличению мощности комбинационных продуктов нелинейных
искажений, тогда как мощность продуктов гармонических искажений растет
заметно медленнее.
Эти
результаты не являются неожиданностью. Еще 58 лет назад Р. А. Брокбэнк
и А. А. Васс (R. A. Brockbank, A. A. Wass) теоретически показали,
что увеличение порядка нелинейности усилительного тракта. вызывает
катастрофический рост мощности комбинационных продуктов искажений
многокомпонентного сигнала, в нашем случае музыкального. Порядок же
нелинейности тракта, как известно, растет всякий раз, когда число
электроэлементов, через которые следует сигнал, увеличивается и в
особенности, когда эти элементы соединяются цепью следующих друг за
другом четырехполюсников. Порядок нелинейности усилителя также
возрастает при охвате его ООС.
Замечу,
что с позиций слухового восприятия из всех, объективно измеряемых
искажений комбинационные - самые зловредные. В отличие от
гармонических, которые маскируются слухом, комбинационные искажения,
точнее левую часть их спектра, слух не маскирует. Именно поэтому
звуковой мусор, имеющий комбинационную природу, обрушивается на наше
подсознание в первую очередь.
Мной
приведена только одна из весомых, причем совершенно объективных причин
деградации звучания в “длинных” звуковых трактах. На самом деле их
гораздо больше, среди них есть и совершенно неизученные, но это уже
другая тема.
Однако
все идет своим чередом. Саунд-инженеры, занятые проектированием
оборудования звукозаписи, по-прежнему нацелены только на коэффициент
гармоник, а поэтому обсуждаемые проблемы не вызывают у них ни интереса,
ни озабоченности.
Я
же далек от этого богемного весьма замкнутого клана и поэтому
придерживаюсь иных правил. Одно из них гласит: если возможен выбор
между тем, чтобы использовать в тракте дополнительное звено,
выполняющее некоторую новую, пусть даже полезную функцию (например,
эквализацию АЧХ) или не использовать его, но сохранить при этом более
короткий путь прохождения музыкального сигнала, то я предпочту короткий
путь. И хотя правильная эквализация позволяет улучшить тональный
баланс записи, качество ее в целом (то есть по всей совокупности
показателей звучания) обязательно проиграет.
Теперь
займемся аудиоархеологией. Попробуем проследить, как и в какой
степени, тракт профессиональной звукозаписи разрастался в длину и
ширину с течением времени. В качестве показателя этого разрастания я
буду называть число активных элементов, задействованных в
звукозаписывающем оборудовании, так как в основном именно в них
сосредоточены вызывающие деградацию звука нелинейности.
Итак,
грамзапись в своей изначальной, то есть чисто акустической версии
обеспечивала кратчайший из всех возможных путь прохождения звука от
музыканта до слушателя. Путь этот включал концентрирующий звуковую
энергию рупор с установленной в его горле слюдяной мембраной. Мембрана
улавливала звуковую энергию и превращала ее в механические колебания
пера (резца); последнее оставляло на вращающемся с частотой 78 об/мин
восковом диске модулированный звуком спиральный след в форме извилистой
канавки.
Затем
методом гальванопластики след этот переносился на матрицу, при помощи
которой из шеллачной массы, точно так же как и пуговицы, штамповались
пластинки. Такие пластинки с изображением на этикетке ангела с пером
Берлинер назвал граммофонными (см. фото), а сам процесс записи -
акустическим.
Воспроизведение
грампластинки на граммофоне было обратным, то есть зеркальным по
отношению к процессу акустической записи, поэтому можно условно принять,
что длина тракта запись-воспроизведение равна удвоенной длине тракта
акустической записи.
Сразу
обратим внимание на то, что электроэлементов в акустическом тракте
запись - воспроизведение не было вообще. Были только натуральные, то
есть акустические и механические, преобразования звука, хотя не
исключено, что в таком экологически чистом тракте возникали
нежелательные нелинейные искажения, но, я так думаю, достаточно низких
порядков.
Массовое
производство акустических грамзаписей продолжалось с 1898 по 1925 год.
Затем в грамзаписи под флагом “Electrical proсess” произошла первая
Великая электронная революция.
Почти
одновременно сразу во всех граммофонных компаниях в тракте звукозаписи
появились электроэлементы: микрофон, электронный усилитель на 3-4
лампах и электромеханический рекордер (тогда еще без ООС). Электрозапись
вызвала всеобщую эйфорию.
Вера
в магию электричества была тогда очень сильна, именно поэтому довольно
быстро на смену граммофону пришло электрозвуковоспроизведение,
осуществляемое с помощью электромагнитного звукоснимателя, электронного
усилителя и громкоговорителя.
Электрический
процесс звукозаписи казался более прогрессивным еще и потому, что
позволял реализовать две трудно осуществимые при акустической записи
функции. К ним следует отнести возможности относительно просто
устанавливать баланс громкости записываемых инструментов и голосов
(выстраивать так называемый инструментальный баланс) и регулировать
тембр звучания записи и ее уровень.
78-
оборотная грампластинка благополучно просуществовала 50 лет. Но время,
а также появление на рынке катушечных магнитофонов, в конце концов,
обнажили главный недостаток шеллачной грампластинки. Длительность
звучания пластинок формата “гигант” равнялась 4 минутам, а формата
“гранд” 3 минутам. Осознавая реальную угрозу захвата аудиорынка
магнитными звукозаписями, фирма “Columbia”(US) в 1948 году выпускает в
свет новую, так называемую долгоиграющую грампластинку (Long Play). Ее
отличали микроканавка (microgroove) и частота вращения 33 и 1/3 об/мин.
Благодаря этим нововведениям длительность звучания пластинки
увеличилась в шесть раз по сравнению с 78-оборотной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий