Оцифровка винила. Цифровая реставрация грамзаписи.
Корректировка
смещения DC
Итак, первая
операция – устранение смещения по постоянному току. При записи с аналоговых
источников, очень часто имеет место такое явление как смещение по постоянному
току. При этом форма волны в ту или иную сторону смещается относительно нулевой
оси. Хотя процент смещения не превышает в пределах всей записи 2%, дальнейшая
обработка такой, смещённой волны некоторыми эффектами, чревата появлением
заметных на слух искажений.
Смещение по
постоянному току нейтрализуется: AdobeAudition -
Effects->Amplitude->Normalize->DC Bias Adjust. Wavelab -
Process->Eliminate DC Offset.
Следующая
операция – удаление различного рода импульсных помех, или щелчков. Большинство
щелчков резко выделяются из общей картины своей нестандартной формой и их легко
обнаружить при увеличении. Характерной особенностью этой помехи является
участок резкого вертикального спада кривой, затем крутое нарастание с
пересечением через ноль. При воспроизведении прослушиваются как резкий щелчок
или треск.
Звуковые
редакторы комплектуются мощными функциями для поиска щелчков. AdobeAudition -
Auto Click/Pop Eliminator и Click/Pop Eliminator. Wavelab - «Audio error
detection and correction», имеет три режима поиска, использующих разные
алгоритмы. Очень хорошо удаляет клики плагин Noise Reduction от Sonic Foundry,
команда Click and Cracle Removal.
Сначала удаляем
щелчки автоматом, на весь трек. Большинство кликов при этом исчезнет. Самая
трудоёмкая стадия - удаление кликов вручную. Для этого выбираем масштаб
покрупнее, чтобы в окне была 1-2 секунды трека. Выделяем участок с треском и
жмём в окне AdobeAudition - Click/Pop Eliminator кнопку Fill Single Click Now.
Выделяем следующий и жмём F3 - повтор предыдущей команды.
Источником
низкочастотных шумов, как правило, являются наводки в нашей электросети.
Отдельные пики могут создаваться даже звукоснимателем бытового проигрывателя,
который ловит гул мотора, вращающего пластинку. В области высоких частот шумы с
выраженной частотой имеют характер писка или свиста.
Сценарий работы
большинства шумоподавителей сводится к следующему: программа очистки берет в
качестве образца (noise print) некий участок шума без полезного сигнала,
например паузу между дорожками, а затем, применяя взятый отпечаток ко всему
треку, пытается по нему опознать и удалить шум.
В AdobeAudition
- меню Effects -> Noise Reduction -> Noise Reduction -> жмём кнопку
Get profile from selection. Результат сохраняем - Save profile. Теперь выделяем
весь трек и загружаем сохранённый ранее образец шума. Регулятором Noise
Reduction Level выставляем уровень удаления. Следует иметь в виду, что при
превышении значения Noise Reduction Level в 60% в фонограмме иногда появляються
посторонние призвуки. Под графиком Noise Profile находится еще один график, с
помощью которого можно удалить уровень шума в выбранном частотном диапазоне.
Выставляем линию необходимым образом, прослушиваем фонограмму при нажатой
кнопке Keep Only Noise.. Если нет шипения или потрескивания, а на волновой
форме - гладкая линия, значит, удаление прошло успешно.
Неплохих результатов
в удалении шума, а точнее шипения, можно добиться с помощью инструмента Hiss
Reduction. В AdobeAudition - меню: Effects->Restoration->Hiss Reduction.
Этот инструмент также как и Noise Reduction при неаккуратном использовании
иногда привносит металлическое звучание.
Нормализация –
это процесс увеличения амплитуды сигнала до определенного уровня без искажения
сигнала, то есть переполнения разрядной сетки. Нормализация может быть
произведена по среднеквадратичному значению сигнала RMS или по пиковым уровням.
Это следует учитывать, например, при записи разных по характеру звучания треков
на один диск.
Стандартным
уровнем нормализации считается -0,2дБ или 97,72%. В AdobeAudition нормализация
по пиковым уровням производится командой Effects->Amplitude->Normalize; в
Wavelab: Process->Normalize.
Здесь мы лишь
поверхностно ознакомились с некоторыми этапами трудоёмкого процесса реставрации
звука, ограничившись рассмотрением только самых необходимых средств, без
которых работа с фонограммами практически невозможна. Существует масса других
методов, позволяющих привносить в звук новые качества. Чтобы достичь улучшения
звучания фонограммы с ней можно много чего делать: разделять моно на стерео,
расширять стереобазу, добавлять высокие частоты, для достижения прозрачности,
воздушности и т. п. вплоть до добавления составляющих, изначально не
содержащихся в исходном музыкальном материале.Но этим можно и "убить" запись или исказить замысел музыкантов. Так что выбор за вами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий