История компании Pro-Ject - к сожалению ли, к счастью ли - совсем не похожа на библейскую притчу. В том смысле, что она достаточно коротка, чтобы повествовать о ней темными зимними вечерами у камина, и в значительной степени последовательна, а оттого не изобилует виражами сюжета. Закончись она сегодня, можно было бы сказать, что это история со счастливым концом, но хочется надеяться, что у этой компании, как и у её бессменного лидера Хайнца Лихтенеггера, впереди долгие годы плодотворного созидания. Тот факт, что за 20 с небольшим лет небольшая австрийская команда практически узурпировала начальный и средний сегменты отрасли, производящей проигрыватели грампластинок, говорит сам за себя. Если про какую-то компанию можно сказать, что она стала законодательницей мод на рынке винила, то про Pro-Ject можно утверждать следующее: она, по сути, возродила этот рынок, сделав проигрыватели доступными всем и каждому. На ней во многом лежит ответственность за так называемый «виниловый ренессанс». Её проигрыватели помогли многим понять, что радость от победного шествия компакт-диска была несколько «пирровой» и что тридцать лет тому назад с водой чуть не выплеснули ребёнка.
Проигрыватель грампластинок Pro-Ject RPM 10.1 EVOLUTION (120 000 руб. )
Технические характеристики (по данным производителя)
Опорный диск | 5,4 кг (без учета веса прижима) |
Эффективная длина тонарма | 245 мм |
Эффективная масса тонарма | 8,5 г |
Вес головки | 4-14 г, в комплекте несколько противовесов 4-22 г, при использовании опциональных противовесов |
Размеры основания (Ш x В x Г) | 480 x 210 x 330 мм 500 x 65x 400 мм (включая шипы) |
Масса | 14,5 кг + 11,6 кг(основание) + 2 кг (двигатель) |
Тестируемый сегодня проигрыватель RPM 10.1 Evolution оснащён углеволоконным тонармом 10 СС Evolution - тем самым, что изначально предназначался для использования в верхней модели Signature. В конструкции проигрывателя используется массивный акриловый диск, установленный на керамический подшипник. В основание акрилового диска, как и в основание стола, запрессованы неодимовые кольца, обеспечивающие магнитную развязку диска и стола. В основании Ground it deluxe3, которое поставляется в комплекте, также используется магнитная развязка. Неодимовые магниты, установленные в опорах, вносят свою лепту в уменьшение передачи вибраций на тонарм и головку звукоснимателя.
Вместе с RPM 10.1 Evolution к нам попал фонокорректор Pro-Ject Phono Box RS. RS - верхняя, референсная серия, а сам аппарат обладает рекордным количеством регулировок, позволяя произвести максимально точную подстройку под большинство картриджей. Последние были представлены двумя флагманскими MC-головками Goldring, Elite и Legacy. Совпадая по большинству электрических и геометрических параметров, они, тем не менее, сильно разнятся по типу заточки алмазных игл, материалу корпуса и, как следствие, - по звучанию, но об этом чуть позже.
Среди множества аксессуаров в упаковке обнаружился миниатюрный жидкостный уровень с логотипом Pro-Ject, и именно с него мы начали собирать проигрыватель, добившись горизонтального положения диска, отрегулировав для этого опоры стола.
Проигрыватель поставляется с уже предустановленным тонармом. Нам остается лишь установить головку звукоснимателя и выполнить ряд несложных регулировок. Корпус из полимера Pocan головки Elite обладает высокой жесткостью, что должно самым положительным образом влиять на звук, и этот же корпус является первой препоной при установке картриджа на шелл. Для того, чтобы совместить отверстия картриджа, шелла и гайки на одной оси и попасть в них установочным винтом, требуются или особо музыкальные пальцы, или упорство и терпение. Музыкальных пальцев в моём распоряжении не было.
В комплекте к нашему проигрывателю были приложены аж 4 противовеса для разных по весу картриджей. Из них был отобран нужный, рассчитанный на вес от 4 до 6 г (вес Goldring Elite - 5,7 г), и прижимная сила была выставлена по шкале противовеса, а затем проверена с помощью весов. Разница оказалась несущественной - 0,15 г при допуске в полграмма. Угол трекинга выставляем по шаблону, который входит в комплект поставки, вертикальный угол и азимут визуально в юстировке не нуждаются, но при необходимости их регулировка не вызывает затруднения и осуществляется поворотом пары винтов. Антискейтинг устанавливается навешиванием грузика на одну из трёх канавок соответствующей направляющей тонарма и, мягко говоря, сложности тоже не представляет. Позволю себе небольшой промежуточный вывод. 10cc Evolution, будучи у Pro-Ject одним из верхних тонармов, удивительно удобен и легок в настройке, а работа микролифта мне представляется идеальной. Он четко и в то же время очень бережно опускает ГЗС на дорожку диска, выдерживая при этом паузу в пару секунд.
Фонокорректор Pro-Ject Phono Box RS (40 000 руб. )
Технические характеристики (по данным производителя)
Входной импеданс | фиксированный 10 Ом или 47кОм, изменяемый 10-1200 Ом |
Фиксированные значения ёмкости | 100 пФ, 200 пФ, 300 пФ, 420 пФ, 520 пФ |
Выходной импеданс | 50 Ом |
Усиление: | |
RCA | 40, 50, 60 дБ |
XLR | 46, 56, 66 дБ |
Соотношение сигнал/шум | 80 дБ (91 дБ - IEC -A) |
Общий коэффициент гармоник | <0,019% |
Точность выравнивания характеристики RIAA | <0,3 дБ/20 Гц — 20 кГц |
Характеристики фильтра | 20 Гц / –12 дБ |
Размеры (Ш x В x Г) | 206 x 72 x 200 мм |
Масса | 2 кг (без блока питания) |
Подключение фонокорректора - вернее, его последующая настройка — в отличие от настройки тонарма, требует некоторого погружения в суть процесса. Будучи предназначенным для максимально точной настройки под параметры конкретной головки, он имеет два режима функционирования: фиксированный, в котором эти параметры задаются парой поканальных счетверённых селекторов на задней панели, либо регулируемый, при котором в ход идёт «крутилка» на передней панели. Выбор режимов задаётся селектором F/V, расположенным справа от «крутилки». Селектор RIAA-DECCA - это сильный ход со стороны производителя, но даже если бы в моём распоряжении оказались пластинки от Decca, записанные при помощи одноименной коррекции, то FAQ, размещённый на сайте производителя, утверждает, что целый ряд проигрывателей, включая RPM 10.1 Evolution, не предназначен для воспроизведения пластинок на 78 об/мин. В том числе и при помощи опционального шкива, который теоретически может быть установлен на двигатель вместо штатного. Рискну предположить, что дело в изменяемом передаточном числе и возрастании нагрузки на двигатель. Он попросту не справится с диском массой в пять с половиной килограммов (и это без учета массы винилового диска и клампера). Впрочем, не готов сокрушаться по этому поводу. Для меня 78-оборотный винил всегда был сродни полке с корешками дореволюционных изданий. Как украшение коллекции - да, а на предмет почитать - извините, нет. Зело мудрёно и ятей в избытке. Предпочитаю не путать трудности с ценностями. А потому достаю с полки двойник Анны Нетребко «Сувениры Deutsche Grammophon» и погружаюсь в волшебный мир музыки, который на этот раз обретает черты идеального не только по форме, но и по содержанию.
Прослушивание
Когда нажимаешь клавишу пуска на моторчике, велико искушение подтолкнуть диск рукой, но делать этого явно не стоит. Матовый акрил если и не позволит снять позднее отпечатки пальцев, то имеет все шансы заблестеть боками. Пара секунд - и вот он сам, без посторонней помощи, набирает обороты; гулявший было по его бокам то вверх, то вниз пассик занимает нужную позицию, притворяясь неподвижным, если смотреть чуть издалека, а тонарм мягко опускается, нащупывая иглой канавку. Легкий шелест - и комнату наполняют звуки волшебного сопрано. Система воспроизводит знаменитое трёхоктавное колоратурное сопрано Анны Нетребко с той легкостью и естественностью, которые присущи именно виниловому тракту, с его прозрачностью и характерным «винтажным» налётом, что, в свою очередь, зачастую означает не больше и не меньше, как минимум цифровой обработки исходного сигнала, даже если речь идёт о «новоделе». Симфонические составы - пожалуй, лучший способ убедиться в том, что выбор проигрывателя грампластинок в качестве источника домашней стереосистемы - это не эскапизм, не дань моде, но возможность вплотную приблизиться к исполнительскому составу. Кажется, ещё пара шагов - и можно будет ощутить движение воздуха от дирижёрской палочки.
RPM10.1 Evolution однозначно подойдёт и тем, кто любит вслушиваться и подмечать (ловцам неуловимого), и тем, для кого важны непрерывность и слаженность звукового полотна. Он придает ощущения монументальности симфоническим оркестрам, легкости и изящества джазовым коллективам, трагичности оперным партиям - одним словом, он выдаёт именно то, что мы и ждали от высококлассного проигрывателя, подключенного к соответствующему ему по классу тракту.
И вот в тот момент, когда я решил, что это верх возможностей и лучше бывает только «вчера», коллега протянул мне коробочку с надписью Legaсy. Самое время сравнить и сверить. Несложная и недолгая процедура настройки. Недолгая ещё и оттого, что, по сути, заново пришлось регулировать лишь прижимное усилие да селектор чувствительности на фонокорректоре (собственная чувствительность Legacy ровно в 2 раза ниже, чем у Elite). Головка имеет корпус из магниевого сплава, не подверженный резонансам, но для того, кто будет устанавливать эту ГЗС, есть и ещё приятный момент. Она очень легко устанавливается за счет того, что резьба под крепёж нарезана прямо в «ушках» - отливах корпуса. Противовес для тонарма заменяется на следующий номер, контрольное взвешивание, касание кнопки «Пуск» и микролифта - и сложившаяся было картинка рассыпается, как карточный домик. Потому что буквально с первых секунд становится ясно, что это совершенно другой звук. Акценты стали острее, тембры - ярче, словно акварель на мокрой бумаге сменил холст с глизалью. И перспектива осталась, и воздух осязаем, но контуры становятся яснее и проступают детали, ранее ускользавшие от взгляда. Осознав это, я ощутил желание переслушать заново весь приготовленный для теста материал, что и было сделано.
По сути, количество конечных впечатлений зависит лишь от заинтересованности слушателя. Проигрыватель RPM10.1 не только исключительно точно воспроизводит самые, казалось бы, не ухватываемые ухом моменты, но и демонстрирует потрясающую разницу в звучании с различными картриджами. Безусловно, часть заслуги в этом принадлежит и фонокорректору. И пусть вместо регулятора от Soundwell Electronic мне было бы приятнее увидеть, скажем, Alps, - с другой стороны, продукции Soundwell не чураются весьма именитые производители; к тому же, мне более по душе пришелся фиксированный режим работы фонокорректора. Не скажу, что ощутил колоссальную разницу в звучании, — но мысль о том, что каждый раз нужно что-то крутить, кроме ручки громкости на усилителе, вызывает у меня приступы децидофобии. Ну а тем, кто мне возразит на это, что нужно задействовать весь потенциал имеющейся аппаратуры, я в свою очередь задал бы вопрос: как давно они клали стрелку спидометра своего авто вправо до упора? И не повод ли это для того, чтобы задуматься и поменять авто на менее мощное? И да, и нет. Некоторые вещи нужны для того, чтобы ими НЕ пользовались. Они дают нам ощущение свободы выбора. А свобода выбора, в свою очередь, является залогом внутренней гармонии, к которой мы все стремимся, отдаём мы себе в этом отчет или нет.
ВЫВОД
RPM 10.1 Evolution - весьма удачный аппарат, сочетающий в себе технологические решения серий Classic и Signature с простотой и удобством проигрывателей из начальных линеек. Обладая отменными звуковыми качествами, он впишется в любую аудиосистему, а его строгий, но в то же время запоминающийся облик украсит любой интерьер. Финальные звуковые достоинства сильно зависят от остальных частей тракта. Конечный пользователь может приобрести фонокорректор и картриджи, упомянутые в этом тексте, а может сделать выбор по своему усмотрению. Памятуя о том, что Pro-Ject - это не только классный звук: это ещё и свобода выбора.
По материалам журнала "PRO HI END"
Комментариев нет:
Отправить комментарий