вторник, 1 октября 2013 г.

Проигрыватель Soulines Hermes DCX

проигрыватель Soulines Hermes DCXДавным-давно, когда винил был единственным массовым форматом, проигрыватели выпускали все, кому не лень. Попадались и откровенно неудачные конструкции, и просто посредственные - производители торопились занять рынок, да и экономили на всём, чём только можно. Сейчас же аналоговую технику, за редким исключением, создают энтузиасты.


К таким можно смело отнести и основателей сербской фирмы Soulines - технарей с музыкальным образованием, имеющих опыт в области записи, микширования и реставрации фонограмм. Около пяти лет назад они решили совместить свои увлечения с бизнесом и зарегистрировали собственную компанию. Поначалу она называлась TT Recycled (Turntable Recycled) и специализировалась на ремонте, восстановлении и апгрейде проигрывателей для местных меломанов. Но по мере накопления опыта партнёры всё чаще задумывались о разработке собственных конструкций, в которых можно было бы реализовать кое-какие интересные идеи. Несколько таких моделей действительно увидели свет и получили признание аудиофилов, а одна даже удостоилась награды «The Best Sound Award» на «Hi-Files Show 2010» в Белграде. Успех, как известно, окрыляет, и уже в следующем году на той же выставке был показан объект нашего нынешнего исследования - проигрыватель Hermes DCX, первый аппарат, выпущенный под маркой Soulines.

При его проектировании команда разработчиков ставила задачу получить сочетание нескольких важных свойств - красоту и надёжность конструкции, музыкальные способности и простоту в обращении и настройке. Понятно, что подобные задачи ставит перед собой любой серьёзный разработчик аудиотехники, но даже в одной области они могут решаться по-разному.


проигрыватель Soulines Hermes DCX
Основой «Гермеса» служит фигурная платформа, набранная из трёх плит MDF толщиной 20 мм каждая с прослойками из вязкого демпфирующего материала. На ней крепится двигатель постоянного тока со стабилизатором напряжения, получающим питание от выносного адаптера. На металлической панели управления два переключателя - Power и 33/45, а также два регулятора под шлиц для точной подстройки скоростей. От шкива через круглый резиновый пассик момент вращения передаётся акриловому диску толщиной 4 см и массой 3,2 кг. Как известно, этот полимер обладает хорошими демпфирующими свойствами, а по резонансному спектру приближается к винилу. Финальный тюнинг делается за счёт тонкого пробкового мата, имеющегося в комплекте.

Шахта главного подшипника и шпиндель выполнены из твёрдой бронзы и нержавеющей стали соответственно. Опорная пластина подшипника - из дерлена, сверхпрочного полимера, выдерживающего высокое давление. Шахта, как и основание тонарма, закреплены на верхней плите шасси, развязанной от той, на которой установлен двигатель. Все детали подшипника полируются вручную. Базовая платформа контактирует с внешним миром через три массивных конических ножки с резьбой для подстройки высоты.

Проигрыватель штатно комплектуется бюджетным тонармом Rega RB251, это слегка изменённая версия модели RB250, которая выпускалась более 10 лет и ставилась на многие недорогие проигрыватели других фирм. Популярность она получила благодаря жёсткости, надёжности и способности работать с практически любыми головками начального и среднего уровня. Прямая трубка, шелл и обоймы подшипников составляют единое целое, прижимная сила устанавливается перемещением груза по винтовому хвостовику. Шкала как таковая отсутствует. Для точной настройки нужно уравновесить тонарм, а затем поворачивать противовес из расчёта пол-оборота - 1 грамм. Усилие антискейтинга задается ползунковым регулятором на выступе основания. Единственный недостаток RB251, как, впрочем, и других реговских тонармов - отсутствие регулировки высоты, т.е. точной установки вертикального угла VTA. Интернет-магазины предлагают специальные шайбы различной толщины для подъёма стойки, но при наличии нескольких головок это жутко неудобно - каждый раз снимать тонарм, подбирать кольца и ставить все обратно.

На сайте производителя нет ни технических данных проигрывателя, ни рекомендации по подбору головки. Поэтому я решил взять картридж с приличным запасом качества. Модель van den Hul MC Two Special, несмотря на весьма внушительную цену (75000 руб.), относится к начальному уровню. Дело в том, что все головки этой фирмы собираются вручную одним человеком - господином ван-ден Хулом, соответственно, и тиражи несравнимы с массовым производством. Версия Special отличается от ординарной MC Two утолщённым передним полюсом и дополнительным магнитом, что позволило повысить как разрешение, так и отдачу головки. Выход, и в самом деле, высокий для МС-конструкции - 2,25 мВ при оптимальной нагрузке 47 кОм. Это позволяет подключать головку к стандартному ММ-корректору без повышающего трансформатора и дополнительных согласований. Обмотка выполнена из бескислородной меди с упорядоченными кристаллами, алмазная игла имеет фирменный профиль VDH 1 с тремя радиусами заточки. Подвижная система очень мягкая, поэтому для совместной работы рекомендованы лёгкие тонармы с эффективной массой от 8 до 12 г. Кстати, оптимальная сила прижима указана до 1,5 г, что почти вдвое ниже, чем у большинства аналогичных конструкций. Так что MC Two Special - головка для меломанов, трепетно относящихся к состоянию своих пластинок.

Но всё же лучше работать на верхнем пределе - при полутора граммах игла уверенно держит дорожку с амплитудой до 80 микрон, при ослаблении прижима трекабилити пропорционально падает. На звучании это тоже сказывается - оно слегка подсушивается, становится заметнее поверхностный шум.

В целом же проигрыватель показывает характер, присущий дорогим головкам van den Hul, что говорит об оптимальном демпфировании механических узлов. Если вы чётко различаете особенности картриджей, значит, сам стол нейтрален и «прозрачен». Особенно это заметно в нижнем регистре - для правильного баса очень важно не переглушить конструкцию и одновременно сделать её невосприимчивой к всевозможным возмущениям, как внутренним, так и внешним. Чувствуется, что при проектировании Hermes DCX нашли золотую середину - нижний регистр в меру быстр, но и не бестелесен, как у проигрывателей на лёгком шасси. Гулковатой кажется нижняя середина, но здесь можно поэкспериментировать с матами, не исключено, что лучшим вариантом будет тонкий войлок или фетр.

Разрешение в верхнем диапазоне также соответствует классу головки, её потенциал и тут реализован полностью. Что касается специфики самого привода, то здесь в первую очередь стоит отметить хорошее чувство ритма и способность «дать панч», чем обычно славятся роликовые столы. Добавим сюда отсутствие окраски (т.е. заметных на слух резонансов), телесность вокала и плавность течения музыки на лирических произведениях. Звучание сбалансировано по тембру, не грузит и не кажется легковесным. Построение сцены целиком зависит от качества записи, полное впечатление, что у проигрывателя, как у источника, никаких пространственных ограничений нет. О голографичности картины говорить, может, и не стоит, но большинство мнимых источников легко фиксируются на слух по всем трём измерениям.

И внешностью, и звучанием Soulines Hermes DCX оставляет впечатление аппарата, в котором в полной мере применён принцип разумной достаточности. В конце концов, оптимальное сочетание материалов и тщательно продуманные элементы конструкции - единственный способ добиться успеха в области, где всё остальное уже давно придумано.

По материалам статьи  Николая ЕФРЕМОВА (журнал "AudioVideo")

Комментариев нет:

Отправить комментарий