О
росте популярности виниловых альбомов впервые заговорили около пяти лет
назад, когда медленно умирающий формат внезапно получил второе
рождение. Начиная с 2006 года продажи виниловых пластинок растут каждый
год: в 2007-м, например, рост продаж составил 37%, и это на фоне
20-процентного спада продаж компакт-дисков в том же году. По оценкам
одной из крупнейших американских исследовательских компаний Nielsen
SoundScan, в 2009 году только в США было продано 2 млн виниловых
пластинок.
Впрочем, винил никогда не сможет потеснить все остальные форматы - это узкая ниша, и доля винила в общем море продаж составляет пару процентов. Но все идет к тому, что постепенно отомрут как раз компакт-диски, а музыка будет существовать в виде «облака» - цифровой библиотеки на удаленном сервере, в которой есть практически все и за доступ к которой нужно платить небольшие деньги. Винил же останется в качестве аудиофильского формата, идеально подходящего для домашнего прослушивания.
Владельцев виниловых проигрывателей с каждым годом становится все больше, а виниловых пластинок - все меньше: каждый коллекционер убежден, что настоящий звук есть только на оригинальных, старых «прессах», а переиздания не могут заменить оригиналов. Поэтому самые убежденные коллекционеры часто покупают несколько копий своих любимых пластинок про запас, ведь желающих все больше, а новых уже никто никогда не напечатает. В результате начинающий коллекционер винила обнаруживает, что старые пластинки могут стоить несколько дороже, чем он ожидал. Forbes выбрал 10 самых дорогих пластинок в истории звукозаписи.
Год издания: 1958
Самые дорогие позиции в рейтинге связаны с историей группы The Beatles, пластинки которой коллекционируют больше других. Первое место среди прочих редкостей занимает диск ливерпульской группы The Quarrymen - та самая группа школьных приятелей, созданная Джоном Ленноном, которая через несколько лет превратилась в The Beatles.
Свою первую пластинку The Quarrymen записали 14 июля 1958 года - запись проходила в домашней студии пожилого брюзги Перси Филлипса, владельца единственной студии звукозаписи в Ливерпуле, и обошлась юношам в 17 шиллингов и 6 пенсов. Были записаны две вещи: кавер-версия That'll Be the Day Бадди Холли и собственная In Spite of All the Danger. Изначально The Quarrymen хотели записать инструментал и потом наложить на него несколько дорожек с вокалом, но выяснили, что денег им хватит только на то, чтобы по разу сыграть каждую песню. That'll Be the Day была их единственной худо-бедно отрепетированной вещью. После ее записи Маккартни заявил, что хочет сыграть новую песню, которую не слышали ни Лоув, ни Хантон. Те запротестовали, потребовав хотя бы один раз ее отрепетировать, но тут вмешался владелец студии, заявив, что «за эти деньги вы не можете торчать тут целый день». Так что Леннон сказал Лоуву и Хантону: «Просто играйте вслед за нами» - и запись началась.
Эта довольно странная полуимпровизированная вещь и стала по сути первой записью будущих The Beatles (и, кстати, осталась единственной песней, которую сочинили вдвоем Маккартни и Харрисон). После записи они получили на руки единственную пластинку. Каждый из участников группы по уговору владел ею одну неделю - брат Колина Хантона, например, ставил ее в столовой фирмы, в которой он тогда работал. Потом она досталась Джону Лоуву, который и хранил ее более 25 лет. В 1981 году он выставил ее на аукцион, но продать никому не успел - ее перекупил Маккартни. В том же году Маккартни отпечатал 50 копий этой пластинки, которые раздарил друзьям и родственникам, а в 1995 году оцифрованная копия In Spite of All the Danger вошла в битловскую Anthology 1, перестав быть миражом, смущающим умы битломанов - по крайней мере, теперь ее может послушать каждый.
До сегодняшнего дня сингл The Quarrymen считается самой дорогой пластинкой из существующих на свете. В 2004 году авторитетный журнал The Record Collector, из года в год мониторящий цены на виниловые раритеты, оценил ее стоимость как минимум в $155 000. В дальнейших версиях списка сингл оценивался уже в $200 000. Цена эта условная и к рыночным реалиям отношения не имеет: сингл существует в единственном экземпляре, по-прежнему принадлежит Маккартни и едва ли когда-нибудь поступит в свободную продажу. В то же время каждую из пятидесяти «авторизованных копий» 1981 года оценивают в $15 500.
Год издания: 1980
8 декабря 1980 года Джон Леннон подписал одному из поклонников свой альбом Double Fantasy. Пять часов спустя этот поклонник, держа пластинку под мышкой, застрелил Джона Леннона на выходе из гостиницы Dakota. Пластинку подобрал на месте преступления некий джентльмен, и она стала одной из улик, доказывающих вину Марка Дэвида Чепмена - на конверте остались его отпечатки пальцев. После суда пластинку с благодарственным письмом от прокурора вернули этому джентльмену. Он же, тоже поклонник The Beatles, 19 лет сражался с искушением продать пластинку и сдался в 1999 году. При посредничестве Moments in Time (известной компании по торговле автографами и прочей меморабилией) она была продана анонимному покупателю за $150 000 - именно эта цена пока что является официальной.
Хотя известно, что не так давно альбом снова появился на рынке: все та же компания Moments in Time объявила, что владелец готов расстаться с пластинкой за $600 000. Впрочем, покупатель пока не нашелся. К альбому и конверту с автографом прилагаются все доказательства: свидетельство владельца, благодарственное письмо прокурора, полицейские отчеты и экспертиза, подтверждающая, что отпечатки пальцев на конверте принадлежат Чепмену.
Годи издания: 1966
Редкая компиляция, выпущенная компанией Capitol Records в 1966 году только для американского и канадского рынка, содержала песни из альбомов Help!, Rubber Soul и Revolver. Знаменита она благодаря своей дикой обложке, получившей название butcher cover. Фотография битлов в обнимку с кусками сырого мяса и расчлененными куклами была сделана фотографом Робертом Уайтекером для арт-проекта «Путешествие сомнамбулы».
Всего было напечатано 750 000 экземпляров пластинки, и Capitol Records уже успела разослать первую партию диск-жокеям, журналистам и в некоторые магазины, но реакция на обложку была настолько негативной, что весь тираж был отозван. Пускать под нож 750 000 уже напечатанных обложек компания не решилась, и поверх скандальной фотографии была приклеена новая, где битлы мирно позируют на фоне полуоткрытого сундука.
Благодаря своей истории и разнообразию сохранившихся экземпляров Yesterday and Today стала самым популярным из коллекционных раритетов The Beatles. Дороже всего ценятся пластинки с оригинальной обложкой в идеальном состоянии, так называемые first state covers, совсем недосягаемая высота - запечатанные, которые тоже существуют. В частности, ящик запечатанных пластинок в 1966 году сохранил на память тогдашний президент Capitol Records Алан Ливингстон. В 1987 году его сын выставил на торги 12 пластинок из той коробки.
Чуть дешевле ценятся пластинки, на которых новая обложка наклеена поверх старой - second state covers. Их сохранилось не так много, как можно было бы ожидать. Когда стало известно, что butcher cover стала коллекционной редкостью и за нее можно запрашивать солидные суммы, по всей Америке стали разными способами отклеивать новые обложки с сундуком. Получившиеся пластинки ценятся сейчас, как ни странно, дешевле — они носят название third state covers. Они делались методом отпаривания и отклеивания новой обложки. И из них дороже те, на которых после применения этого метода оставалась лишь горизонтальная полоска клея.
На цену также влияет состояние пластинки и конверта и качественный состав треков. Дело в том, что на некоторой части тиража использованы «фальшивые», так называемые дуофонические стереомиксы - то есть сделанные из двух монотреков. Пластинки, на которых есть нормальные стереомиксы, встречаются тоже (их допечатали чуть позже), и их гораздо меньше.
Таким образом, самая дорогая версия - это запечатанный стереомикс с оригинальной обложкой. За нее можно требовать не менее $85 000.
Год издания: 1963
Это редкая версия второго студийного альбома Боба Дилана The Freewhelin' Bob Dylan с четырьмя треками, которые не вошли в канонический трек-лист альбома — Talkin' John Birch Paranoid Blues, Let Me Die in My Footsteps, Rocks and Gravel и Gamblin' Willies Dead Man's Hand. Тираж альбома в этой версии был подготовлен к продаже, однако в последний момент отозван.
Причин называют несколько. По одной из версий, Columbia Records потребовала у Дилана изъять Talkin' John Birch Society Blues, которая показалась им слишком вызывающей (песня написана от лица параноидального охотника за коммунистами и содержит, в частности, строки: «Мы все согласны со взглядами Гитлера, хоть он и убил 6 миллионов евреев / ну и что, что он фашист - по крайней мере, не коммунист!»). Биографы Дилана считают, что непоследнюю роль в этом сыграла телекомпания CBS - Дилан должен был выступать на «Шоу Эда Салливана» именно с этой песней, но юристы компании заявили, что песня тянет на судебный иск (John Birch Society - реально существующая американская организация с отделениями в 50 штатах). Дилан отказался исполнять другую песню и на телешоу не появился. Впоследствии якобы именно юристы CBS надавили на Columbia Records с тем, чтобы молодой певец убрал песню из финальной версии альбома. Вместе с ней под нож пошли еще три трека: Дилан заменил их свежими сочинениями (Girl from the North Country, Masters of War, Talkin' World War III Blues, Bob Dylan's Dream). По третьей версии, Дилан сам в последний момент поменял трек-лист, исключительно из творческих соображений.
Как бы там ни было, некоторые копии оригинальной пластинки все же сохранились, и сейчас первая версия The Freewhelin' Bob Dylan официально считается самой редкой и дорогой пластинкой американского музыканта. Моноверсии оцениваются не менее чем в $10 000-12 000 (за эту цену они уходили в середине 90-х), еще более редкий стереомикс (на сегодняшний день известно о двух сохранившихся стереопластинках) - в $40 000.
Впрочем, винил никогда не сможет потеснить все остальные форматы - это узкая ниша, и доля винила в общем море продаж составляет пару процентов. Но все идет к тому, что постепенно отомрут как раз компакт-диски, а музыка будет существовать в виде «облака» - цифровой библиотеки на удаленном сервере, в которой есть практически все и за доступ к которой нужно платить небольшие деньги. Винил же останется в качестве аудиофильского формата, идеально подходящего для домашнего прослушивания.
Владельцев виниловых проигрывателей с каждым годом становится все больше, а виниловых пластинок - все меньше: каждый коллекционер убежден, что настоящий звук есть только на оригинальных, старых «прессах», а переиздания не могут заменить оригиналов. Поэтому самые убежденные коллекционеры часто покупают несколько копий своих любимых пластинок про запас, ведь желающих все больше, а новых уже никто никогда не напечатает. В результате начинающий коллекционер винила обнаруживает, что старые пластинки могут стоить несколько дороже, чем он ожидал. Forbes выбрал 10 самых дорогих пластинок в истории звукозаписи.
- That’ll Be the Day/ In Spite of All the Danger, The Quarrymen, $180 000-200 000
Самые дорогие позиции в рейтинге связаны с историей группы The Beatles, пластинки которой коллекционируют больше других. Первое место среди прочих редкостей занимает диск ливерпульской группы The Quarrymen - та самая группа школьных приятелей, созданная Джоном Ленноном, которая через несколько лет превратилась в The Beatles.
Свою первую пластинку The Quarrymen записали 14 июля 1958 года - запись проходила в домашней студии пожилого брюзги Перси Филлипса, владельца единственной студии звукозаписи в Ливерпуле, и обошлась юношам в 17 шиллингов и 6 пенсов. Были записаны две вещи: кавер-версия That'll Be the Day Бадди Холли и собственная In Spite of All the Danger. Изначально The Quarrymen хотели записать инструментал и потом наложить на него несколько дорожек с вокалом, но выяснили, что денег им хватит только на то, чтобы по разу сыграть каждую песню. That'll Be the Day была их единственной худо-бедно отрепетированной вещью. После ее записи Маккартни заявил, что хочет сыграть новую песню, которую не слышали ни Лоув, ни Хантон. Те запротестовали, потребовав хотя бы один раз ее отрепетировать, но тут вмешался владелец студии, заявив, что «за эти деньги вы не можете торчать тут целый день». Так что Леннон сказал Лоуву и Хантону: «Просто играйте вслед за нами» - и запись началась.
Эта довольно странная полуимпровизированная вещь и стала по сути первой записью будущих The Beatles (и, кстати, осталась единственной песней, которую сочинили вдвоем Маккартни и Харрисон). После записи они получили на руки единственную пластинку. Каждый из участников группы по уговору владел ею одну неделю - брат Колина Хантона, например, ставил ее в столовой фирмы, в которой он тогда работал. Потом она досталась Джону Лоуву, который и хранил ее более 25 лет. В 1981 году он выставил ее на аукцион, но продать никому не успел - ее перекупил Маккартни. В том же году Маккартни отпечатал 50 копий этой пластинки, которые раздарил друзьям и родственникам, а в 1995 году оцифрованная копия In Spite of All the Danger вошла в битловскую Anthology 1, перестав быть миражом, смущающим умы битломанов - по крайней мере, теперь ее может послушать каждый.
До сегодняшнего дня сингл The Quarrymen считается самой дорогой пластинкой из существующих на свете. В 2004 году авторитетный журнал The Record Collector, из года в год мониторящий цены на виниловые раритеты, оценил ее стоимость как минимум в $155 000. В дальнейших версиях списка сингл оценивался уже в $200 000. Цена эта условная и к рыночным реалиям отношения не имеет: сингл существует в единственном экземпляре, по-прежнему принадлежит Маккартни и едва ли когда-нибудь поступит в свободную продажу. В то же время каждую из пятидесяти «авторизованных копий» 1981 года оценивают в $15 500.
- Double Fantasy, John Lennon, $150 000
8 декабря 1980 года Джон Леннон подписал одному из поклонников свой альбом Double Fantasy. Пять часов спустя этот поклонник, держа пластинку под мышкой, застрелил Джона Леннона на выходе из гостиницы Dakota. Пластинку подобрал на месте преступления некий джентльмен, и она стала одной из улик, доказывающих вину Марка Дэвида Чепмена - на конверте остались его отпечатки пальцев. После суда пластинку с благодарственным письмом от прокурора вернули этому джентльмену. Он же, тоже поклонник The Beatles, 19 лет сражался с искушением продать пластинку и сдался в 1999 году. При посредничестве Moments in Time (известной компании по торговле автографами и прочей меморабилией) она была продана анонимному покупателю за $150 000 - именно эта цена пока что является официальной.
Хотя известно, что не так давно альбом снова появился на рынке: все та же компания Moments in Time объявила, что владелец готов расстаться с пластинкой за $600 000. Впрочем, покупатель пока не нашелся. К альбому и конверту с автографом прилагаются все доказательства: свидетельство владельца, благодарственное письмо прокурора, полицейские отчеты и экспертиза, подтверждающая, что отпечатки пальцев на конверте принадлежат Чепмену.
- Yesterday and Today, The Beatles, $45 000-85 000
Редкая компиляция, выпущенная компанией Capitol Records в 1966 году только для американского и канадского рынка, содержала песни из альбомов Help!, Rubber Soul и Revolver. Знаменита она благодаря своей дикой обложке, получившей название butcher cover. Фотография битлов в обнимку с кусками сырого мяса и расчлененными куклами была сделана фотографом Робертом Уайтекером для арт-проекта «Путешествие сомнамбулы».
Всего было напечатано 750 000 экземпляров пластинки, и Capitol Records уже успела разослать первую партию диск-жокеям, журналистам и в некоторые магазины, но реакция на обложку была настолько негативной, что весь тираж был отозван. Пускать под нож 750 000 уже напечатанных обложек компания не решилась, и поверх скандальной фотографии была приклеена новая, где битлы мирно позируют на фоне полуоткрытого сундука.
Благодаря своей истории и разнообразию сохранившихся экземпляров Yesterday and Today стала самым популярным из коллекционных раритетов The Beatles. Дороже всего ценятся пластинки с оригинальной обложкой в идеальном состоянии, так называемые first state covers, совсем недосягаемая высота - запечатанные, которые тоже существуют. В частности, ящик запечатанных пластинок в 1966 году сохранил на память тогдашний президент Capitol Records Алан Ливингстон. В 1987 году его сын выставил на торги 12 пластинок из той коробки.
Чуть дешевле ценятся пластинки, на которых новая обложка наклеена поверх старой - second state covers. Их сохранилось не так много, как можно было бы ожидать. Когда стало известно, что butcher cover стала коллекционной редкостью и за нее можно запрашивать солидные суммы, по всей Америке стали разными способами отклеивать новые обложки с сундуком. Получившиеся пластинки ценятся сейчас, как ни странно, дешевле — они носят название third state covers. Они делались методом отпаривания и отклеивания новой обложки. И из них дороже те, на которых после применения этого метода оставалась лишь горизонтальная полоска клея.
На цену также влияет состояние пластинки и конверта и качественный состав треков. Дело в том, что на некоторой части тиража использованы «фальшивые», так называемые дуофонические стереомиксы - то есть сделанные из двух монотреков. Пластинки, на которых есть нормальные стереомиксы, встречаются тоже (их допечатали чуть позже), и их гораздо меньше.
Таким образом, самая дорогая версия - это запечатанный стереомикс с оригинальной обложкой. За нее можно требовать не менее $85 000.
- The Freewheelin’ Bob Dylan, Bob Dylan, $10 000-40 000
Это редкая версия второго студийного альбома Боба Дилана The Freewhelin' Bob Dylan с четырьмя треками, которые не вошли в канонический трек-лист альбома — Talkin' John Birch Paranoid Blues, Let Me Die in My Footsteps, Rocks and Gravel и Gamblin' Willies Dead Man's Hand. Тираж альбома в этой версии был подготовлен к продаже, однако в последний момент отозван.
Причин называют несколько. По одной из версий, Columbia Records потребовала у Дилана изъять Talkin' John Birch Society Blues, которая показалась им слишком вызывающей (песня написана от лица параноидального охотника за коммунистами и содержит, в частности, строки: «Мы все согласны со взглядами Гитлера, хоть он и убил 6 миллионов евреев / ну и что, что он фашист - по крайней мере, не коммунист!»). Биографы Дилана считают, что непоследнюю роль в этом сыграла телекомпания CBS - Дилан должен был выступать на «Шоу Эда Салливана» именно с этой песней, но юристы компании заявили, что песня тянет на судебный иск (John Birch Society - реально существующая американская организация с отделениями в 50 штатах). Дилан отказался исполнять другую песню и на телешоу не появился. Впоследствии якобы именно юристы CBS надавили на Columbia Records с тем, чтобы молодой певец убрал песню из финальной версии альбома. Вместе с ней под нож пошли еще три трека: Дилан заменил их свежими сочинениями (Girl from the North Country, Masters of War, Talkin' World War III Blues, Bob Dylan's Dream). По третьей версии, Дилан сам в последний момент поменял трек-лист, исключительно из творческих соображений.
Как бы там ни было, некоторые копии оригинальной пластинки все же сохранились, и сейчас первая версия The Freewhelin' Bob Dylan официально считается самой редкой и дорогой пластинкой американского музыканта. Моноверсии оцениваются не менее чем в $10 000-12 000 (за эту цену они уходили в середине 90-х), еще более редкий стереомикс (на сегодняшний день известно о двух сохранившихся стереопластинках) - в $40 000.
Комментариев нет:
Отправить комментарий