Для установки требуемого захода иглы применяются множество разнообразных
шаблонов. Имеются шаблоны, изготовленные из прозрачного синтетического
материала. Одни шаблоны помещают на держатель головки звукоснимателя и
иглу совмещают с имеющейся на нем маркировкой. В последнее время вновь
появились шаблоны из картона, которые следует закреплять на
проигрывателе в предписанном положении, а затем иглу совместить с
отпечатанной меткой. На некоторых проигрывателях (например, «Элак»,
«Пионер») рядом с диском имеется специальный указатель, который во время
установки полностью вытягивается из корпуса проигрывателя до плоскости
пластинки и заход иглы выставляется по имеющейся на ней точке или
полоске. Если оптимальный заход иглы неизвестен, то его можно определить
прибором, измеряющим угловую погрешность.
Точно так же следует обеспечить угол продольной оси иглодержателя с плоскостью грампластинки, равный 15° (вертикальный угол воспроизведения), применяемый в международной практике при записи на лаковый диск. Так как в эксплуатации еще находится много головок звукоснимателей, изготовленных до принятия решения по этому вопросу, в некоторых случаях необходима установка этого угла. Для этого следует либо увеличить высоту подвески всего тонарма, либо применить держатель головки звукоснимателя, в котором предусмотрена установка вертикального угла воспроизведения. Очень популярны (главным образом в США) проигрыватели с автоматической сменой пластинок. В них особую сложность представляет сохранение постоянного вертикального угла, около 15°, ибо при проигрывании восьмой или десятой пластинки головка звукоснимателя находится значительно выше плоскости первой пластинки. При средней толщине пластинки 2 мм и длине тонарма 200 мм это изменение превышает 5°.
На другом проигрывателе (фирма «Дюал») можно изменять высоту подвески тонарма. В положении Проигрывание одной пластинки вертикальная ошибка будет оптимальной в плоскости первой пластинки, в положении Стопочное проигрывание - в плоскости пятой (шестой) пластинки. При меньшем числе пластинок вертикальный угол на 1-2° больше номинального, а при большем их числе на столько же градусов меньше.
Нельзя не упомянуть и о том, что последнее решение хотя и привлекательно, но при подъеме подвески тонарма и уменьшении вертикальной угловой ошибки на первой и последней пластинках увеличивается горизонтальный угол погрешности, так как уменьшается эффективная длина тонарма. При длине тонарма 220 мм и подъеме на 10 мм это уменьшение составляет около четверти миллиметра. Для определения вертикального угла или вертикальной угловой ошибки простых приборов нет. Как правило, достаточно, следить за тем, чтобы посадочная плоскость головки звукоснимателя была параллельна плоскости пластинки. Необходимо также проигрывать пластинки при прижимной силе, предписанной головке звукоснимателя изготовителем. Отклонение от рекомендуемого значения прижимной силы, особенно при головках с гибкостью 20-Ю-3 м/Н и больше, может вызвать вредное изменение вертикального угла.
Вертикальная ось звукоснимателя, если смотреть на него спереди, а также продольная ось иглы должны быть расположены перпендикулярно пластинке. Приспособлений для установки перпендикулярного положения головки и иглы, как правило, на проигрывателях не бывает, хотя этот параметр является важным с точки зрения снижения искажений и увеличения разделения между каналами. Отдельные измерительные пластинки, например венгерская SLPX1244, содержат группу канавок, сигналы на которых записаны с системой координат, повернутых по отношению к перпендикуляру на 5° влево или вправо. Проведя измерения, можно проверить перпендикулярность расположения иглы данной головки звукоснимателя относительно пластинки. В новейших тонармах, например «Торенс ТР60», корпус держателя поворачивается относительно трубки тонарма. Поворачивая головку, можно установить перпендикулярное положение ее иглы. Следует заметить, что требуемая точность не может быть достигнута без измерительной пластинки. При отсутствии последней иглу следует установить на зеркало, помещенное на диск проигрывателя. При этом игла и ее изображение должны слиться в одну линию. Необходимо иметь в виду, что часть иглы, скользящую по канавке, можно исследовать только под микроскопом, но эта часть не обязательно является симметричным продолжением иглы, видимой невооруженным глазом.
Несколько слов следует сказать о креплении и подключении головки звукоснимателя. На заре звукозаписи головки звукоснимателей большинства фирм-изготовителей можно было устанавливать только на проигрыватели, выпускаемые теми же фирмами. Эта традиция сохранилась и сегодня в отношении большинства пьезоэлектрических головок звукоснимателей. Вероятно, веб-серферу известны головки «Супрафон» или «Филипс», изготовленные по внутризаводским нормалям. Со временем изготовители и потребители одинаково осознали, что головка звукоснимателя является важным преобразующим элементом и ее целесообразно выпускать в продажу независимо от проигрывателя. Но для такой продажи был необходим международный стандарт, который унифицировал бы способы крепления и подключения головок звукоснимателей. Основой для этого международного стандарта послужили рекомендации RETMA, согласно которым для крепления головки звукоснимателя применяются винты с дюймовой резьбой, располагаемые друг от друга на расстоянии 12,7 мм. Кончик иглы должен располагаться на расстоянии 9,52 мм от плоскости, проходящей через оси винтов. Это расстояние, обозначенное на рисунке буквой D, рекомендуется проверять для каждой головки звукоснимателя, и если указанный размер не соблюдается, то головку можно монтировать только в держатель с регулируемым заходом иглы.
К головке звукоснимателя обычно придается набор, состоящий из винтов, прокладок и распорных втулок, из которых составляется вариант крепления, дающий, по возможности, наименьшую дополнительную массу. Следует иметь в виду, что в держателе головок звукоснимателей европейских проигрывателей, например «Ленко», «Торенс», можно ввинчивать винты только с метрической резьбой (М2). Выводы головки звукоснимателя с контактами держателя следует соединять гибкими проводами с обычной цветовой маркировкой. Сигнальный провод для левого канала обозначается желтым или белым цветом, для правого - красным; земляной провод для левого капала - синий или черный; для правого - зеленый.
В качестве экрана сигнального провода, относящегося к данному каналу, служит его же земляной провод, накрученный на него один или два раза. Остроумное решение использовано в новейших держателях головок звукоснимателей, выпущенных фирмой «Филипс». В них полудюймовые стандартные головки звукоснимателей серии GP400 можно устанавливать одним движением руки, при этом одновременно автоматически обеспечивается электрический контакт. Общий совет: не подпаивайте провода к вилкам головки звукоснимателя.
Регулировка прижимной силы. Второе требование, предъявляемое к тонармам, заключается в том, что на иглу и стенки канавки должна действовать только сила, безусловно необходимая для обеспечения контакта иглы с модулированной звуковой канавкой. Эта сила была рассмотрена раньше при изучении способности следования иглы звукоснимателя по канавке. Сила на нижних частотах определяется механической гибкостью подвижной системы головки (минимальная возвращающая сила, отнесенная к данному смещению), на высоких частотах - эффективной массой подвижной системы, приведенной к игле, и ускорением, сообщаемым игле канавкой. Напомним, что головка звукоснимателя с гибкостью 80 -10~3 мН для ведения по канавке с отклонением 50 мкм требует прижимную силу 6 мН. В то же время головку с эффективной массой подвижной системы 2 мг, колеблющейся с ускорением 4-103 м/с2, необходимо прижимать к канавке с силой 8 мН. Следовательно, теоретически головка звукоснимателя, обладающая названными параметрами, идеально могла бы работать при прижимной силе 8 мН.
Однако на практике это неосуществимо по двум причинам. Во-первых, тонарм опирается не только на иглу звукоснимателя, но и на подшипники, в которых существует трение, влияющее на движение головки звукоснимателя. Трение в подшипниках тонармов хорошего качества не превышает одной десятой прижимной силы, необходимой для надежного следования иглы по канавке. Некоторые современные головки можно устанавливать только в такие тонармы, силы трения в которых как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях составляет около 0,1 мН. Во-вторых, устанавливаемая прижимная сила больше расчетной еще и потому, что последняя определена для горизонтального расположения пластинки, а это на практике встречается очень редко.
Суммируя вышесказанное, можно сказать, что современные звукосниматели, как правило, надежно работают при прижимной силе порядка 10 мН.
Точно так же следует обеспечить угол продольной оси иглодержателя с плоскостью грампластинки, равный 15° (вертикальный угол воспроизведения), применяемый в международной практике при записи на лаковый диск. Так как в эксплуатации еще находится много головок звукоснимателей, изготовленных до принятия решения по этому вопросу, в некоторых случаях необходима установка этого угла. Для этого следует либо увеличить высоту подвески всего тонарма, либо применить держатель головки звукоснимателя, в котором предусмотрена установка вертикального угла воспроизведения. Очень популярны (главным образом в США) проигрыватели с автоматической сменой пластинок. В них особую сложность представляет сохранение постоянного вертикального угла, около 15°, ибо при проигрывании восьмой или десятой пластинки головка звукоснимателя находится значительно выше плоскости первой пластинки. При средней толщине пластинки 2 мм и длине тонарма 200 мм это изменение превышает 5°.
На другом проигрывателе (фирма «Дюал») можно изменять высоту подвески тонарма. В положении Проигрывание одной пластинки вертикальная ошибка будет оптимальной в плоскости первой пластинки, в положении Стопочное проигрывание - в плоскости пятой (шестой) пластинки. При меньшем числе пластинок вертикальный угол на 1-2° больше номинального, а при большем их числе на столько же градусов меньше.
Нельзя не упомянуть и о том, что последнее решение хотя и привлекательно, но при подъеме подвески тонарма и уменьшении вертикальной угловой ошибки на первой и последней пластинках увеличивается горизонтальный угол погрешности, так как уменьшается эффективная длина тонарма. При длине тонарма 220 мм и подъеме на 10 мм это уменьшение составляет около четверти миллиметра. Для определения вертикального угла или вертикальной угловой ошибки простых приборов нет. Как правило, достаточно, следить за тем, чтобы посадочная плоскость головки звукоснимателя была параллельна плоскости пластинки. Необходимо также проигрывать пластинки при прижимной силе, предписанной головке звукоснимателя изготовителем. Отклонение от рекомендуемого значения прижимной силы, особенно при головках с гибкостью 20-Ю-3 м/Н и больше, может вызвать вредное изменение вертикального угла.
Вертикальная ось звукоснимателя, если смотреть на него спереди, а также продольная ось иглы должны быть расположены перпендикулярно пластинке. Приспособлений для установки перпендикулярного положения головки и иглы, как правило, на проигрывателях не бывает, хотя этот параметр является важным с точки зрения снижения искажений и увеличения разделения между каналами. Отдельные измерительные пластинки, например венгерская SLPX1244, содержат группу канавок, сигналы на которых записаны с системой координат, повернутых по отношению к перпендикуляру на 5° влево или вправо. Проведя измерения, можно проверить перпендикулярность расположения иглы данной головки звукоснимателя относительно пластинки. В новейших тонармах, например «Торенс ТР60», корпус держателя поворачивается относительно трубки тонарма. Поворачивая головку, можно установить перпендикулярное положение ее иглы. Следует заметить, что требуемая точность не может быть достигнута без измерительной пластинки. При отсутствии последней иглу следует установить на зеркало, помещенное на диск проигрывателя. При этом игла и ее изображение должны слиться в одну линию. Необходимо иметь в виду, что часть иглы, скользящую по канавке, можно исследовать только под микроскопом, но эта часть не обязательно является симметричным продолжением иглы, видимой невооруженным глазом.
Несколько слов следует сказать о креплении и подключении головки звукоснимателя. На заре звукозаписи головки звукоснимателей большинства фирм-изготовителей можно было устанавливать только на проигрыватели, выпускаемые теми же фирмами. Эта традиция сохранилась и сегодня в отношении большинства пьезоэлектрических головок звукоснимателей. Вероятно, веб-серферу известны головки «Супрафон» или «Филипс», изготовленные по внутризаводским нормалям. Со временем изготовители и потребители одинаково осознали, что головка звукоснимателя является важным преобразующим элементом и ее целесообразно выпускать в продажу независимо от проигрывателя. Но для такой продажи был необходим международный стандарт, который унифицировал бы способы крепления и подключения головок звукоснимателей. Основой для этого международного стандарта послужили рекомендации RETMA, согласно которым для крепления головки звукоснимателя применяются винты с дюймовой резьбой, располагаемые друг от друга на расстоянии 12,7 мм. Кончик иглы должен располагаться на расстоянии 9,52 мм от плоскости, проходящей через оси винтов. Это расстояние, обозначенное на рисунке буквой D, рекомендуется проверять для каждой головки звукоснимателя, и если указанный размер не соблюдается, то головку можно монтировать только в держатель с регулируемым заходом иглы.
К головке звукоснимателя обычно придается набор, состоящий из винтов, прокладок и распорных втулок, из которых составляется вариант крепления, дающий, по возможности, наименьшую дополнительную массу. Следует иметь в виду, что в держателе головок звукоснимателей европейских проигрывателей, например «Ленко», «Торенс», можно ввинчивать винты только с метрической резьбой (М2). Выводы головки звукоснимателя с контактами держателя следует соединять гибкими проводами с обычной цветовой маркировкой. Сигнальный провод для левого канала обозначается желтым или белым цветом, для правого - красным; земляной провод для левого капала - синий или черный; для правого - зеленый.
В качестве экрана сигнального провода, относящегося к данному каналу, служит его же земляной провод, накрученный на него один или два раза. Остроумное решение использовано в новейших держателях головок звукоснимателей, выпущенных фирмой «Филипс». В них полудюймовые стандартные головки звукоснимателей серии GP400 можно устанавливать одним движением руки, при этом одновременно автоматически обеспечивается электрический контакт. Общий совет: не подпаивайте провода к вилкам головки звукоснимателя.
Регулировка прижимной силы. Второе требование, предъявляемое к тонармам, заключается в том, что на иглу и стенки канавки должна действовать только сила, безусловно необходимая для обеспечения контакта иглы с модулированной звуковой канавкой. Эта сила была рассмотрена раньше при изучении способности следования иглы звукоснимателя по канавке. Сила на нижних частотах определяется механической гибкостью подвижной системы головки (минимальная возвращающая сила, отнесенная к данному смещению), на высоких частотах - эффективной массой подвижной системы, приведенной к игле, и ускорением, сообщаемым игле канавкой. Напомним, что головка звукоснимателя с гибкостью 80 -10~3 мН для ведения по канавке с отклонением 50 мкм требует прижимную силу 6 мН. В то же время головку с эффективной массой подвижной системы 2 мг, колеблющейся с ускорением 4-103 м/с2, необходимо прижимать к канавке с силой 8 мН. Следовательно, теоретически головка звукоснимателя, обладающая названными параметрами, идеально могла бы работать при прижимной силе 8 мН.
Однако на практике это неосуществимо по двум причинам. Во-первых, тонарм опирается не только на иглу звукоснимателя, но и на подшипники, в которых существует трение, влияющее на движение головки звукоснимателя. Трение в подшипниках тонармов хорошего качества не превышает одной десятой прижимной силы, необходимой для надежного следования иглы по канавке. Некоторые современные головки можно устанавливать только в такие тонармы, силы трения в которых как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях составляет около 0,1 мН. Во-вторых, устанавливаемая прижимная сила больше расчетной еще и потому, что последняя определена для горизонтального расположения пластинки, а это на практике встречается очень редко.
Суммируя вышесказанное, можно сказать, что современные звукосниматели, как правило, надежно работают при прижимной силе порядка 10 мН.
Комментариев нет:
Отправить комментарий