среда, 23 апреля 2014 г.

Виниловые радости

 Статья Максима Наумова

Как только у меня появился компьютер с пишущим CD-приводом, все аналоговые носители были заменены сначала коллекцией CD, а затем файлами WAV или FLAC высокого разрешения. Кое-какие залежи винила, конечно, остались, но проигрывателя нет уже давно. И вот, пожалуйста: целый парк разнообразных LP-проигрывателей, которые можно послушать в разных системах, сравнить их между собой и даже с CD-проигрывателями аналогичного класса качества. Первое впечатление было крайне положительное, разбавленное большой долей ностальгии и благоговейного трепета.

Какая все же большая разница между самим процессом запуска CD или файла и виниловой пластинки! Поставить компакт-диск или кликнуть мышкой на виртуальную кнопку Play - это легко, удобно, очень просто. И самое главное — это в духе времени, нужную песню можно включить быстро, как только появилось желание, практически не задумываясь. А попробуйте, не задумываясь, быстро найти нужную пластинку, поставить ее на диск и вручную установить иглу на нужную дорожку. Лично у меня это требует значительной степени сосредоточенности, и сам процесс уж точно не является бездумным. Временами только лишь поиск и распаковка нужной пластинки занимают несколько минут, за которые успеваешь подумать о вечном, поностальгировать, глядя на конверт, или просто передумать и выбрать другой альбом. Когда пластинка найдена, следует целый ритуал. Поставить пластинку, смахнуть пыль, включить вращение диска, поставить иглу. Все действия требуют моего внимания, осознанно-
го участия в процессе. Это не просто занимает значительное время, это настраивает нас на более вдумчивое и серьезное отношение к прослушиванию музыки. В данном контексте ценность LP-проигрывателя, на мой взгляд, абсолютна, лучшего настроя на восприятие музыки и не придумаешь.

В наше суетное время прослушивание пластинки вполне можно сравнить с возделыванием дзенского сада или глубокой медитацией. Успокаивает, отвлекает от текущих проблем, дает возможность настроиться на более спокойную волну. Ради такого я действительно готов выделить в квартире четверть квадратного метра под стойку с проигрывателем винила.
Но если я захочу послушать музыку в высоком качестве, это будут только аудиофайлы высокого разрешения. Да простят меня коллеги и ценители LP, но при той же стоимости аппаратуры компьютер или сетевой плеер с качественным ЦАПом способен обеспечить большее разрешение, динамический диапазон и лучшую достоверность тембров, без привнесения в звук бархатистости, аналоговости или каких-либо других дополнительных свойств. И знаете, что я заметил? Прослушивание системы, звучащей со студийной точностью, утомляет в меньшей степени и в конечном итоге в большей степени передает истинную суть музыки. На истину в последней инстанции не претендую, но ощущения у меня именно такие.

Обобщая полученный опыт, делаю вывод, опять же сугубо личный. Система для виниловых дисков нужна в том случае, если я хочу, чтобы стойка с компонентами радовала глаз, обращение с системой и ее саунд доставляли удовольствие, музыкальные альбомы были чем-то физическим, реальным, что можно не только слушать, но еще и видеть, ощущать, хранить, коллекционировать. Система с винилом - это удовольствие не только от музыки, но и от обладания чем-то материальным. Если же моя цель - музыка и только музыка, я хочу, чтобы она звучала максимально близко к авторскому замыслу, мой путь будет короче, проще, а музыкальная коллекция будет фактически нематериальной (сервер, стоящий где-то далеко в чулане, не в счет). В настоящий момент моя домашняя система выстроена согласно второй концепции, а винил, возможно, и будет, но потом, когда появится чуть больше свободного времени.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий