вторник, 1 октября 2013 г.

John Mayall - Blues Breakers with Eric Clapton

Blues Breakers with Eric Clapton - альбом, выпущенный в 1966 году компанией Decca в Англии и London - в США. Альбом можно смело относить к дискографиям сразу двоих блюзовых гигантов Британии - Джона Мэйолла и Эрика Клэптона.

ИСТОРИЯ

Если для Эрика Клэптона Blues Breakers with Eric Clapton был как минимум четвертым альбомом в котором он участвовал, то для Мэйолла это был второй и прорывный альбом в его карьере. Гитарист Клэптон был его величайшим приобретением в то время. На стенах домов Лондона в 1966 году можно было увидеть размашистые надписи: "Клэптон - Бог".

Дело в том, что с 1965 года Эрик был очень недоволен тем, что группа в которой он играл - The Yardbirds - стала уклоняться в сочинение популярных песен. Он покинул  The Yardbirds вскоре после появления у них хита №1 "For Your Love". Казалось бы чего надо человеку? Хит№1 - это деньги, слава, девчонки. "А он мятежный ищет бури..." Клэптона не привлекало бремя поп-звезды, его тянуло играть чистый блюз бродяг с Миссиссиппи с такими же, как и он, непричесанными парнями. Поэтому союз Клэптона с Мэйоллом был неизбежен.

Джон Мэйолл - всеми признанный ныне дедушка британского блюза, уже тогда считался если не отцом, то как минимум его пионером. Для Клэптона он был крепчайшим единомышленником, старшим товарищем, в общем, как отец родной. Причем, начав играть с Мэйоллом с апреля 1965 года, Клэптон мог позволить себе уехать на лето в Грецию, затусовавшись с какой-то любительской группой The Glands (Гланды). На этот период Мэйоллу пришлось заменить Эрика другим гитаристом - Питером Грином. Но когда Клэптон осенью вернулся в Лондон, Мэйолл невозмутимо принял его обратно, да еще уверил, что для Эрика всегда найдется место в Bluesbreakers, как только ему наскучит валять дурака с "Гландами". Они играли по лондонским блюз-клубам, а также участвовали в записи третьих лиц.

Мэйолл хотел записать с Клэптоном такой же живой альбом, как он сделал свой первый. Действительно, то что они делали вживую - импровизация - было сутью их музыки. Чаще всего за основу брались какие-то известные блюзовые стандарты, но в процессе игралось все, что на душу придет. 17 марта 1966 Мэйолл записал на свой двухдорожечный магнитофон их концерт в лондонском клубе Flamingo. На басу играл Джек Брюс (с которым вскоре Клэптон образует супергруппу Cream). Запись, естественно, оказалась плохого качества, недостойного для пластинки.

Пришлось садиться в студию. В апреле 1966 Bluesbreakers пришли в лондонскую студию Decca в Уэстхэмпстеде с продюсером Майком Верноном. На басу играл Джон Маквай, на барабанах - Хьюи Флинт, Мэйолл пел, играл на губной гармонике, ф-но и органе Hammond B3. Клэптон играл на Gibson Les Paul с двумя звукоснимателями через перегруженный овердрайвом комбик Marshall. Это сочетание Гибсона с Маршаллом, выдающее тот самый грязный агрессивный звук, было революционным для рок-музыки и, благодаря культовой популярности альбома Blues Breakers with Eric Clapton, быстро вошло в массовое применение. Еще бы! Любой гитарист в каком-нибудь захолустном английском городке запиливал эту пластинку до дыр и, узнав, что Клэптон играет в ней на Гибсоне через Маршалл, бежал выписывать себе эту аппаратуру.

Любопытна судьба басиста Джона Маквая, ведь Мэйолл какое-то время выбирал между ним и Джеком Брюсом (будущим басистом Cream), пару раз меняя их, одного на другого. К тому времени, когда Мэйолл начал формировать свою группу классического чикагского блюза, Джон Маквай работал... налоговым инспектором и на басу играл в качестве хобби. Мэйолл поначалу хотел взять себе басистом Клиффа Бартона, который отказался, но дал телефон Маквая и убедил Мэйолла дать талантливому юноше шанс поиграть в Bluesbreakers.

Мэйолл позвонил и позвал Маквая на прослушивание. Что-то действительно, зацепило "папу" британского блюза в этом безграмотном музыканте. Джон принял Маквая в группу, где под его чутким руководством, юноша начал осваивать блюз по пластинкам Би Би Кинга и Уилли Диксона, которые в изобилии имелись в доме у Мэйолла. Причем, еще девять месяцев Маквай продолжал днем ходить на работу в налоговую инспекцию, вынашивая окончательный выбор в пользу профессионального музыканта. O tempora, o mores! Вы можете себе представить в наше время налогового инспектора, подающегося в рок-музыканты?!

Кроме вышеуказанной четверки, так живописно запечатленной на обложке, в альбоме участвовали также и обогатили звучанием духовых: Джон Алмонд - на баритон-саксофоне, Алан Скидмор - на тенор-саксофоне и Деннис Хили - на трубе. Запись альбома заняла всего три дня! Это вполне естественно для музыкантов, привыкших играть вживую и только вживую.

Кстати, про обложку, которая стала уже иконической классикой жанра: крутые парни на фоне грязной городской кирпичной стены, испещренной граффити. Автором дизайна был сам Мэйолл, ведь как известно он был профессиональным графическим дизайнером. В быту альбом в то время многие называли просто "альбом Беано", потому что у Клэптона в руках - журнал комиксов Beano. Клэптон говорит, что чувствовал себя неуютно в процессе фотосессии, потому и взял почитать эти комиксы.

Среди двенадцати вещей альбома несколько образцов чисто чикагского блюза: "All Your Love" Отиса Раша, инструментал "Hideaway" Фредди Кинга - одна из тех убойнейших вещей, где Клэптон просто "отвязывается" на гитаре, за что и получил в среде меломанов божественный статус. Пять номеров сделал сам Мэйолл, один из них - медленный блюз "Double Crossing Time" совместно с Клэптоном. В этом альбоме Клэптон даже впервые записался как вокалист. Он спел "Ramblin' on My Mind" - песню Роберта Джонсона - легендарного блюзмена 1930-х годов, которого Клэптон называл "самым значительным из всех, когда-либо живших блюзовых певцов", и которого он продолжит исполнять на протяжении всей своей долгой музыкальной карьеры. А тогда, в 1966-м, Клэптона пришлось уговаривать спеть, а он долго отказывался, считая, что только все испортит своим голосом.

Надо отдать должное, Мэйолл стойко держался в русле блюзовой традиции, умудряясь не скатываться в попсу. Некоторые вещи, типа "Another Man", исполняемой им исключительно голосом и губной гармошкой, звучат как будто написаны теми аутентичными авторами с блюзового Юга США. Как написал рецензент в книге "1001 альбом, которые надо послушать, прежде чем умрешь": "Устье Темзы находится в тысячах миль от дельты Миссиссиппи, но Blues Breakers with Eric Clapton, кажется, намного приблизили его."

22 июля 1966 Blues Breakers with Eric Clapton вышел в Англии в продажу. Альбом поднялся на 6-ое место в британских чартах, будучи большим прорывом как для Мэйолла, так и для Клэптона. К сожалению, это был первый и единственный плод сотрудничества двух монстров британского блюза. Более чем за месяц до того, 11 июня пресса объявила о создании группы Cream. Причем, неожиданно для Клэптона. Да, он еще в мае 1966-го на одном из совместных джем-сейшнов договорился о репетициях с Джеком Брюсом и Джинджером Бейкером, но журналисты решили поторопить события. 25 июня в клубе Flamingo Эрик сыграл последний концерт в составе Bluesbreakers, а уже 29 июня в Манчестере дебютировала на сцене свежеиспеченная супергруппа Cream.

Только на 70-летний юбилей Джона Мэйолла, Клэптон возродил с ним Bluesbreakers для благотворительного концерта UNICEF (Фонд ООН помощи детям) 19 июля 2003 года в Ливерпуле. В том же 2003 году журнал Rolling Stone поставил альбом Blues Breakers with Eric Clapton номером 195 в своем списке 500 лучших альбомов всех времен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий