среда, 20 марта 2013 г.

10 самых дорогих виниловых пластинок в истории звукозаписи. Продолжение...

Год издания: 1966
Эту невзрачную пластинку в 2002 году купил за 75 центов на блошином рынке житель Монреаля Уоррен Хилл. На пластинке было написано от руки: «The Velvet Underground, Mr-N-Dolph, 4-25-66». Оказалось, что он приобрел оригинал дебютного альбома The Velvet Underground, а Mr-N-Dolph - это Норман Дольф, работник Coulmbia Records, который в 1966 году помог Энди Уорхолу найти денег на запись никому не известной группы, которую тот продюсировал.

Хиллу в руки попал так называемый ацетат, или лаковый диск, - алюминиевый диск с покрытием из нитроцеллюлозного лака, на который делают запись с магнитной ленты. Это промежуточный этап в изготовлении виниловой пластинки, фактически служебный материал для звукоинженеров. Ацетаты прослушивают, чтобы убедиться, что все звучит правильно, тембр передается должным образом, уровни записи не скачут. После введения необходимых корректив изготавливается мастер-диск, а уже с него нарезается тираж.

Ацетаты всегда делают штучными, и прослушать их можно считаное количество раз: они быстро изнашиваются. Уникальность купленной Хиллом пластинки в том, что песни, записанные на ней, несколько отличаются от тех, что в результате оказались на канонической версии дебютного альбома The Velvet Underground. Некоторые вещи полностью переписаны, какие-то - присутствуют на альбоме в других миксах.

Аукцион eBay, на который Хилл выставил ацетат, завершился на отметке $151 401, однако впоследствии выяснилось, что победивший на аукционе платить не собирается. Повторный аукцион, на котором пластинка все-таки была продана, остановился на цифре $25 200.
Год издания: 1968
Оформление своего девятого альбома «битлы» доверили художнику-концептуалисту Ричарду Гамильтону, который в 1966 году курировал нашумевшую ретроспективу Марселя Дюшана в Tate Modern. Дизайн Гамильтона был вполне концептуальным, особенно по сравнению с барочной роскошью предыдущей пластинки Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band: белая обложка, на которой было незаметно выдавлено The Beatles. Плюс к этому на каждом конверте стоял серийный номер, как на лимитированном издании. Это, по задумке Гамильтона, «создавало ироническую ситуацию - пронумерованное издание альбома, тираж которого насчитывал около пяти миллионов экземпляров».

У подобного графического решения оказался незапланированный побочный эффект: благодаря ему каждый коллекционер может оценить, насколько редкий экземпляр попался ему в руки. Арифметика проста: издание тем дороже, чем меньше цифра на конверте (речь, конечно, о первом издании 1968 года, а не о переизданиях 1973, 1982 и 1995 годов). Так, пластинка, носящая номер 0050000, может стоит $150-$300 долларов. Первые же десять копий альбома - с номерами 0000010 и менее, - согласно Record Collector's Rare Record Guide, - стоят в районе £10 000.
Год издания: 1977
Это ранняя версия сингла God Save the Queen, записанная Sex Pistols в 1977 году. История вокруг этой песни широко известна, начиная с неудавшегося мини-концерта, который Sex Pistols пытались дать под окнами Вестминстерского дворца в день рождения королевы (после попытки исполнения God Save the Queen все присутствовавшие на концерте были арестованы) и заканчивая триумфальным восхождением на вершины английских чартов. Сингл God Save the Queen занял первое место в неофициальном чарте NME, и второе - в официальном чарте BBC, был запрещен к теле- и радиотрансляциям и стал самым известным панк-гимном всех времен.

Небольшой тираж сингла успел напечатать лейбл A&M Records, но, глядя на то, что творится вокруг сингла, быстро одумался и разорвал контракт с группой. Именно пластинки из этого крохотного тиража, где второй песней на b-side идет No Feelings, а не Did You No Wrong, как на более известном тираже компании Virgin, считаются одними из самых редких английских пластинок. Record Collector's Rare Record Guide оценивает их в £5000. Хотя одна из таких пластинок в 2006 году была продана с аукциона за £12 675. Повышенная цена объясняется тем, что на продажу тогда выставили одну из девяти существующих копий сингла, которые выдала компания Polygram старейшим работникам A&M Records при закрытии лондонского офиса компании в 1999 году, то есть у сингла был стопроцентный провенанс.
Год издания: 1978
Специальный подарочный сингл с Bohemian Rhapsody был выпущен тиражом всего в 200 экземпляров. По сути, это типичный корпоративный сувенир. В 1978 году EMI Records получила престижную королевскую награду Queen's Award To Industry For Export Achievement за успехи в продажах записей британских музыкантов за рубежом. Не в последнюю очередь эти успехи были связаны со сверхъестественным взлетом группы Queen, пластинки которой разлетались везде, где у EMI были свои торговые представители.

В честь получения награды EMI решила отпечатать самую знаменитую песню своего самого кассового артиста отдельным подарочным цветным синглом. Изначально пластинка должна была быть пурпурной, поскольку это один из традиционных цветов группы, но в суете сингл выпустили голубым. Производство его по меркам того времени было довольно дорогим - маленькую партию печатать дороже, чем большую (тогда синглы печатались минимум тысячным тиражом). Немало возни было и с голубыми виниловыми гранулами, которые использовались при печати пластинки. Себестоимость такого сингла оценивалась в £4-5 против обычных 50 пенсов.

Получившийся тираж раздали работникам EMI и гостям корпоративной вечеринки, на которой праздновали получение премии. К дискам прилагались специальные бокалы с гравировкой EMI и подарочные шарфы. Именно такой набор сейчас оценивается примерно в £5000. Впоследствии обнаружилось, что, помимо этих двухсот копий, существуют еще непронумерованные голубые синглы Bohemian Rhapsody без конвертов - по-видимому, тестовые экземпляры, которые как-то попали в руки коллекционеров. Их, по понятным причинам, еще меньше, но стоят они гораздо дешевле: их можно приобрести за £500-600.
Год издания: 1954
Отдельную касту среди коллекционеров винила составляют коллекционеры саундтреков. Среди них считается, что дороже всего должны стоить саундтреки к фильмам «золотого века Голливуда», то есть 1940-1960-х годов. Цену увеличивают фотографии актеров на обложке, значимость саундтрека и его редкость.

Самым редким саундтреком в мире считается выпущенная в 1954 году звуковая дорожка к фильму «Восстание Кейна» с Хамфри Богартом. Ценность ее определяется тем, что пластинка вскоре после выхода в свет была изъята из продажи выпускающей компанией RCA Records. Строго говоря, особенного удовольствия аудиофилам она доставить не может: это монозапись, переполненная диалогами из фильма, за которыми теряется музыка композитора Макса Штейнера. Долгое время считалось, что именно Штейнер потребовал изъять пластинку из продажи, возмущенный тем, что его музыку там сложно расслышать. Однако впоследствии оказалось, что инициатором был писатель Херман Вук, по книге которого был поставлен фильм. Вук написал яростное письмо президенту RCA, возмутившись тем, что на пластинке так много пространных цитат из фильма - по его мнению, это подрывало ценность и фильма, и книги и больше тянуло на аудиокнигу, согласия на которую он не давал. Вук пригрозил, что никогда больше не даст согласия на экранизацию своих книг, если пластинка не будет изъята.
Редкие сохранившиеся экземпляры сегодня оцениваются в $6500-7000. Если же когда-нибудь обнаружится экземпляр в идеальном состоянии, за него, по оценкам дилеров, можно будет получить не менее $40 000. 
Год издания: 1969
В конце 1960-х в Великобритании, в отличие от Америки и Европы, все еще редко попадались синглы с собственными отпечатанными обложками - чаще это были просто безликие конверты. Среди британских рекорд-лейблов считалось, что на синглы тратиться нет смысла — это важный, но мимолетный, проходной товар.

Поэтому, когда в 1996 году среди коллекционеров обнаружился сингл Space Oddity Дэвида Боуи с красочной обложкой, многие решили, что это искусная подделка. Однако Маршалл Джарман, автор подробнейшего путеводителя по дискографии музыканта Дэвида Боуи, сумел найти человека, работавшего в конце 1960-х в голландском филиале Philips. Тот объяснил, что это был маленький пробный тираж, который Philips отпечатал в Голландии для британского рынка в качестве эксперимента. Space Oddity был записан в стерео, что тоже по тем временам было сравнительной редкостью и новацией. К тому же сингл был вдохновлен космической тематикой и на нем использовались диковинные звуковые эффекты. Поэтому было решено использовать повод для небольшого маркетингового трюка (в дальнейшем маркетологи Philips успешно увязали выход Space Oddity в США с высадкой американцев на Луне). Про обложки человек ничего не помнил, однако предположил, что их напечатали по умолчанию, потому что голландские синглы в то время всегда печатались с обложками.

Почему впоследствии эти пластинки не поступили в широкую продажу и что вообще с ними произошло, непонятно. Известно лишь, что таких синглов в мире всего несколько штук.



Комментариев нет:

Отправить комментарий