Проигрыватели виниловых пластинок - это
та часть Hi-Fi, над которой время действительно не властно. Как бы
далеко ни шагнул научно-технический прогресс высококачественная механика
и прецизионная настройка по-прежнему остаются в цене. Именно поэтому не
один десяток лет особым признанием пользуются проигрыватели Thorens,
родиной которых является Швейцария.
История компании Thorens
началась в 1883 году, более 130 лет назад. Именно тогда в Швейцарском
городе Сан-Круа был зарегистрирован семейный бизнес Германа Торенса.
Основной
продукцией стали часы и музыкальные шкатулки. То есть фактически с
самого своего основания компания занималась средствами воспроизведения
музыки и уже более века остается верна выбранному пути. В 1903 году были
выпущены первые фонографы эдиссоновского типа марки Thorens, а в 1906 появились рупорные граммофоны для шеллаковых пластинок — дедушка современного проигрывателя виниловых дисков.
Фонограф Thorens
Спустя 44 года после открытия, в 1927 году семейная компания Торенсов была преобразована в акционерное общество Hermann Thorens SA.
А уже год спустя, в 1928-м, был получен патент на первый в мире
электромотор прямого привода для электрических граммофонов. Еще через
год произошло очередное знаковое событие - создание головки
электрического звукоснимателя с движущимся магнитом, которая позволила
реализовать недоступный ранее уровень качества воспроизведения. По сути
именно электрические граммофоны со звукоснимателями ММ типа являются
прямыми предками проигрывателей виниловых дисков.
Кроме
того, первая половина двадцатого века ознаменовалась появлением ряда
совершенно иных товаров, которым тоже удалось оставить свой след в
истории. С 1913 по 1964 под маркой Thorens выпускались зажигалки с автоматическим поджигом (прообраз легендарных Zippo) и механические бритвы Thorens Riviera.
Всё
изменилось в пятидесятых годах прошлого века. Именно тогда появился
новый вид грампластинок — виниловые диски LP записанные на скорости 33 и
1/3 оборота в минуту. Более высокое качество записи и возможность
записывать целый альбом на одну пластинку вывели сам принцип потребления
музыки на новый уровень. Компания Thorens в свою очередь приступила к выпуску высококачественных проигрывателей класса Hi-Fi. Первая и по-истине легендарная модель TD124
была представлена в 1957 году. Это четырехскоростной проигрыватель с
роликовым приводом, 10-ваттным мотором, стробоскопом и магнитным
тормозом для контроля скорости. На базе идей, заложенных в первой модели
в период с 1958 по 1961, было выпущено еще три проигрывателя: TD184, TD134 и TD135, которые сформировали полноценную линейку проигрывателей. Все новые модели оснащались уже фирменными тонармами Thorens.
В 1962 появилось еще две примечательных модели. Thorens TD121 сочетающий в себе традиционно высокое качество и минимально возможную стоимость. Многие решения были заимствованы из модели TD135 и классического 124-го, при этом TD121
имел только одну скорость 33,1/3 об./мин, был лишен стробоскопа и имел
конструкцию проще чем у своих предшественников. Это был значительный шаг
в сторону популяризации и массовости бренда. Еще один значительный шаг
был сделан и в направлении удобства. Thorens TDW224 - автоматический ченджер созданный на базе модели TD135 с добавлением механизма переставляющего диски. Устройство способно последовательно воспроизводить до восьми дисков.
Автоматический чейнджер Thorens TDW224
С новыми силами
В 1963 году компания Thorens
объединилась с еще одной швейцарской компанией Paillard SA,
производящей кинокамеры Bolex и печатные машинки Hermes. Спустя два года
был создан новый топовый проигрыватель TD150 с фирменным тонармом TP13.
Новинка
имела субшасси с опорой на три точки, на котором устанавливались тонарм
и опорный подшипник. При этом 16-полюсной синхронный двигатель
переменного тока устанавливался на основное шасси. 7-фунтовый
двухслойный цинковый диск установлен на подшипнике с 10-мм валом из
нержавеющей стали, бронзовой втулкой и шариковой опорой. В движение он
приводится посредством ременного привода. Использование ремня вместо
роликов позволило снизить детонацию, поскольку приводной ремень
естественным образом демпфирует колебания скорости вращения
электродвигателя. Реализованные в модели TD150
нововведения позволили снизить уровень шумов, повысить стабильность
работы и поднять общий уровень качества звучания на новую высоту.
Значительная часть конструктивных решений модели TD150 в том или ином виде до сих пор используется в проигрывателях Thorens.
В
1966 году произошло еще одно объединение с немецкой компанией EMT
Wilhelm Franz, результатом чего стало создание нового производства и
центра разработок в немецком городе Лар. В том же году были существенно
переработаны уже ставшие легендами модели TD124 и TD135. Наибольшие изменения произошли с TD124. В версии МК2
он получил комбинированный роликово-ременный привод. Использование
ремня в качестве одного из передаточных звеньев позволило получить
дополнительную виброразвязку. Так же был использован новый тонарм TP14 и новый двухслойный опорный диск с шестью точечными виброразвязывающими прокладками.
Под контролем электроники
Thorens TD125 с электронным контролем скорости
В 1968 году был создан проигрыватель TD125 представляющий собой модернизированный TD150 с электронным контролем скорости. Базовый вариант оснащался фирменным 9-дюймовым тонармом TP25, а в качестве альтернативы предлагались профессиональные 12 и 16-дюймовые тонармы Ortofon. Существовала так же встраиваемая версия, без корпуса.
Став новым флагманом модель TD125 претерпела ряд модификаций и стала живой легендой так же как и TD124.
Обе модели до сих пор пользуются популярностью среди ценителей
винтажного Hi-Fi и до сих пор официально обслуживаются в сервисных
центрах Thorens.
Полностью автоматический Thorens TD145
В
период до 1975 года включительно было создано несколько модификаций уже
имеющихся проигрывателей, а так же были выпущены новые модели на их
основе. Модель TD125 сменилась моделью TD126, а на смену TD150 пришел TD160 и его полностью автоматическая версия TD145.
Стремление к совершенству
Следующим прорывом стал тонарм Isotrack обладающий пониженной эффективной массой. Он был разработан на базе оригинального тонрама TP16
и комплектовался сменными картриджами МС типа, разработанными совместно
с компанией EMT. Конструкция тонарма была столь удачной, что успешно
эксплуатировалась 16 лет.
Для создания новых тонармов и отработки
технологий требовался идеальный проигрыватель, своеобразный эталон, в
качестве работы которого не возникало бы сомнений. Поэтому в 1979 году
был реализован проект под названием Thorens Reference.
Это была попытка создать лучший проигрыватель виниловых дисков без
ограничений бюджета, которая увенчалась успехом. Проигрыватель Reference
представлял собой конструкцию весом 90 кг состоящую из тяжелого
основания (субшасси) и установленного на нем столь же тяжелого
плавающего основания. В последнем имелись специальные камеры,
заполняемые железными гранулами для оптимального демпфирования. Резонанс
плавающего основания можно было корректировать для точного соответствия
используемым тонармам и картриджам. К слову, площадок для установки
тонармов у проигрывателя было три, что позволяло одновременно установить
тонармы разных типов и длин. Диск проигрывателя имел диаметр 30,3 см и
вес 6,6 кг. Он опирается на прецизионный подшипник, а в движение его
приводит трехфазный мотор с ременным приводом. За всю историю модели Thorens Reference было изготовлено и продано всего 100 экземпляров.
В 1983 году у ценителей бескомпромиссного качества вновь появилась возможность приобрести инженерный шедевр от Thorens. Опираясь на опыт создания Reference специалисты Thorens создали новую элитную модель Prestige. Она получилась немного компактнее и почти в два раза легче, чем Reference,
что впрочем не стало результатом компромиссов. Это по прежнему тяжелый
проигрыватель (55 кг) с корпусом задемпфированным железными гранулами,
обладающий тяжелым 8,1 килограммовым диском с ременным приводом. Из
принципиальных технических новшеств нужно отметить обновленную версию
двухфазного синхронного двигателя с кварцевым управлением.
Комментариев нет:
Отправить комментарий