источник "Stereo&Video" №02/2015
Проигрыватель виниловых пластинок Dual CS 600 с головками звукоснимателя Ortofon Quintet Bronze и Goldring GL 2400.
Проигрыватель Dual CS 600 - относительно недавно выпущенный аппарат, ставший флагманским в линейке.
Интересен
этот проигрыватель в том числе и тем, что он заметно отличается по
конструкции от всех прочих, ныне выпускающихся моделей Dual. Но сказать,
что это совсем что-то новое и неизведанное для Dual, не получится - в
конструкции можно найти массу интересных черт, когда-то уже опробованных
в разных моделях из разных лет.
Впрочем,
ничего зазорного во всем этом нет. И в плане теста мне очень интересно
было разобраться, какими путями шло это совмещение старого и нового и
каков получился результат.
Конструкция
Во
внешности, узлах и деталях проигрывателя Dual CS 600 хорошо видны
черты некоторых предшественников, а именно таких аппаратов, как Dual CS
750 и Dual CS 7000. Выпускались эти аппараты в начале 90-х годов, но
большого распространения не получили, скорее всего, потому, что
виниловая отрасль в целом в то время пришла в упадок. Можно также
предположить, что количество выпущенных тогда проигрывателей было
невелико и встретить их в системах аудиофилов или найти в продаже на
вторичном рынке затруднительно. Однако факт остается фактом, когда-то в
прошлом инженеры Dual разработали узлы и конструкции, ставшие основой
для нового современного флагмана.
На
что стоит обратить внимание в первую очередь, так это на то, что
конструкция проигрывателя не имеет некоторых черт, так хорошо знакомых
по многим другим моделям Dual. А именно - здесь нет пружинной подвески
механизма и привычной виброразвязки, как нет никакой автоматики вообще.
Корпус изготовлен из МДФ, и он потяжелее хорошо знакомых полых корпусов
младших моделей Dual. Как я уже упомянул, у проигрывателя нет ни
автостопа, ни механизма автоматического возврата тонарма.
Устанавливается
корпус на ножки-опоры, которые только смотрятся большими, а на самом
деле аппарат опирается на четыре маленькие силиконовые полусферы,
которые спрятаны в основании ножек. Регулировки ножек не предусмотрено.
Привод
у проигрывателя традиционно пассиковый. Вращение передается со шкива
мотора на субдиск при помощи плоского резинового пассика. Мотор
установлен в корпусе, но как такового демпфирования не предусмотрено,
хотя в данном случае какие-то незначительные претензии по шуму возникают
только при скорости в 78 об/мин. Блок питания выносной, в виде
вилки-адаптера. Подстройки скоростей нет, а самих скоростей три, кроме
привычных 33,3 и 45 об/мин, есть еще 78. Переключается все очень просто,
при помощи большой круглой ручки на корпусе. И что здесь понравилось -
переключатель есть, а никакой бессмысленной индикации и светодиодов нет.
Основной
диск у проигрывателя, по традиции Dual, очень легкий, чуть тяжелее 1
кг. Также он привычно составной, конструкция представляет собой сэндвич
из алюминиевых деталей с виброгасящей прослойкой. И конечно же, в
комплекте имеется традиционный плотный фетровый мат. Устанавливается
основной диск на пластиковый субдиск, в который вмонтирован шкив
подшипника. Подшипник по конструкции не самый привычный для Dual, он
разборный, с бронзовым стаканом и классической системой смазки. И
размеры явно больше, чем можно было ожидать, по толщине такой шкив
подшипника сгодился бы и для заметно более тяжелого диска.
Тонарм,
идущий в комплекте с проигрывателем, тоже очень хорошо узнаваем, это
давно разработанная конструкция, пережившая второе рождение. Традиционно
для Dual (сколько же еще раз мне придется повторить эту фразу), тонарм
легкий, и хотя производитель, к сожалению, не указывает его эффективную
массу, эксперименты с разными головками указывают на то, что масса
совсем не велика. По конструкции тонарм поворотный или, еще можно
сказать, карданный, но с массой особенностей. Начать стоит с того, что,
судя по конструкции и механизму настройки, тонарм - динамически
сбалансированный.
Кроме
этого, рассматривая детали, можно увидеть условно-съемный шелл,
изготовленный из легкого пластика. Условно-съемный потому, что
открутить-то его можно, что частично упрощает установку головки, а вот
совсем снять - нет, проводка проходит через шелл, и она неразъемная. Из
настроек у тонарма есть все, кроме регулировки азимута. Да, и даже
высоту отрегулировать можно, насколько я помню, сейчас это единственный
тонарм Dual, у которого есть такая возможность.
Реализована
же настройка немного необычно: на задней поверхности корпуса имеется
внушительных размеров винт под шестигранник, который фиксирует тонарм
вместе с массивной алюминиевой базой, а ослабив этот винт, можно смещать
всю конструкцию вверх или вниз. Точность такой настройки не самая
высокая, точнее не всегда получается быстро попасть в нужное положение,
но важно, что возможность настройки вообще есть.
Регулировка
антискейтинга тоже имеется, и ее диапазон указывает на то, что тонарм
рассчитан на работу в диапазоне прижимной силы от 1 до 3 г. Как именно
регулируется антискейтинг, при помощи пружины или при помощи магнита, по
конструкции понять сложно, на практике же регулировка простая и
удобная.
Отдельного внимания заслуживает микролифт. Кроме того, что он регулируется по высоте
и имеет исключительно плавный ход, надо отметить одну особенность -
работает он с точностью наоборот, в сравнении с большинством тонармов -
если потянуть рычажок на себя - тонарм поднимется, если от себя -
опустится. К этому нужно просто привыкнуть и запомнить.
Проводка
тонарма заканчивается двумя RCA-разъемами и массивной (похожей на
акустическую) земляной клеммой, которые расположены на задней панели
корпуса. В комплекте к проигрывателю идет неплохой, но все же очень
бюджетный метровый межблочный кабель и отдельный проводок,
предназначенный для подключения заземления.
Все
сделано вполне привычно, но один момент мне не понравился: разъемы для
подключения проводов к головке звукоснимателя. Учитывая флагманское
положение аппарата в модельном ряду и не такую уж маленькую цену,
хотелось бы видеть более качественные разъемы, хотя бы просто
позолоченные.
Остаются
головки. Подробно я их описывать не буду, так как одной нашлось место в
отдельном тесте, а вторая - величина хорошо известная и информации по
ней более чем достаточно. Остановлюсь лишь на критериях выбора. Как я
уже упомянул, тонарм имеет совсем небольшую эффективную массу и в моем
привычном арсенале просто не нашлось головки с подходящей податливостью
иглодержателя и массой, чтобы в сочетании с тонармом получить приемлемое
значение резонансной частоты. На этот момент при выборе сочетаний я
советую обратить внимание потенциальных владельцев проигрывателя, так
как иначе не удастся добиться полноценного звучания.
В
плане каких-то экспериментов не было, я только отложил в сторону
штатный фонокабель, а больше ничего трогать не стал. Проигрыватель мне
представляется некоей цельной конструкцией, с которой простыми
средствами ничего толком не сделать, а значит, его и нужно воспринимать
как данность и не задаваться особой целью подобрать какой-то другой мат
(хотя это возможно), клемп (который здесь просто противопоказан) или
пытаться менять штатные ножки на что-то другое. Опять же, конусы для
такого проигрывателя не лучший вариант. А раз так - можно спокойно
настроить тонарм, что на самом деле совсем не сложно, и перейти к
прослушиванию.
Звучание
Прослушивание
я начал, установив головку Ortofon Quintet Bronze, она еще до теста
прошла необходимую приработку, поэтому процесс пошел быстрее, чем
обычно. Правда, для теста мне пришлось чуть-чуть подгрузить шелл
тонарма, иначе даже с учетом не самого маленького веса головки и скорее
высокой для МС податливости не получилось настроиться так, чтобы частота
собственного резонанса была ниже 12-13 Гц, а это верхняя допустимая
граница.
Первая
пластинка - «Interplay Now». Почти образцовая запись джазового трио с
интересными басовыми пассажами. Звук объемный, слегка темный,
насыщенно-обволакивающий. С одной стороны, надо отдать должное неплохой
динамике, с другой - обратить внимание на то, что в звуке нет спешки,
сбивчивости. Все обстоятельно, вдумчиво-внимательно, но совсем не
тяжеловесно. Детальность хорошая, но нет акцентов на отдельных звуках
или перекоса между основными тонами и послезвучиями. В целом за счет
всех этих качеств складывается своя собственная, вполне приятная
мелодичность и музыкальность тракта.
Бас
средней глубины, объемный и подвижный. Серединка получилась прозрачной,
но темноватой, а верхние частоты - неяркими и в целом не выпадающими из
общей картины. Сцена на этой записи ощущается как вполне правильная,
пропорциональная, с хорошей прозрачностью и очерченностью образов.
Единственное, что немного смутило в целом, - временами возникало
ощущение, что весь звук чуть-чуть прикрыт какой-то вуалью. Я не смог
даже точно определить, как это назвать, это не окраска, совершенно точно
не тусклость и не медлительность, но все равно какое-то подспудное
ощущение иногда проявлялось. Не до уровня недостатка, но на этот момент
надо будет обратить внимание в дальнейшем.
Следующая
пластинка - JJ Cale & Eric Clapton «Road to Escondido». Записан
диск специфически – с явно раздутым басом и усиленно-эмоциональной
масштабной (даже слишком) подачей. А на деле все получилось лучше
ожидаемого. Стилистика записи слышна, но в целом звучит все аккуратнее. В
звуке больше стройности, особенно в плане басовой составляющей. Нет,
баса не стало явно меньше, просто он как бы более упорядоченный. Средние
частоты, вокальные партии - все очень прилично воспроизводится, как в
плане частот и деталей, так и в плане построения сцены. Ощущение легкой
вуали, которое я упоминал, в случае с этой пластинкой практически
отсутствует. Сцена же получается действительно масштабная и подвижная,
чувства излишней плотности или неповоротливости не возникает.
Послушав
еще пару пластинок, я решил заменить головку - не то чтобы для этого
были явные предпосылки, но какое-то чувство шероховатости в звуке
присутствовало. К тому же захотелось попробовать подобрать сочетание,
которое не потребует доводок, а будет работать «как есть». Да и разницу
услышать тоже будет интересно.
Установил
головку Goldring GL 2400, перенастроил. Звук стал посветлее и поострее,
более явно зазвучали верха, правда, появился легкий акцент на основных
нотах и чуть меньше стало послезвучий. В чем-то это ожидаемо для многих
ММ-головок, но в таком варианте характер звука мне понравился больше.
Да, та же немного упростившаяся детальность сама по себе может и
огорчила, но вот именно сочетание всех составляющих в звуке стало более
равновесным.
Следующая
пластинка в тесте - Peter Gabriel «So». Специфика записи и исполнения
слышна хорошо и подробно. Звук напористый, эмоциональный, но в нем нет
никакой расхлябанности, все получается стройно, цельно и аккуратно. И
музыкальные черты, слитность, цельность прослеживаются и после смены
головки. Здесь уже можно спокойно отнести эти черты к самому
проигрывателю и тонарму. Кроме этого, можно услышать и изменения в сцене - она стала шире, масштабнее, но глубина осталась прежней, за счет чего
есть некое уплощение образов. И воздушность уже не та, все чуть-чуть
проще и прямолинейнее, с более резкими контурами.
Еще
диск: Murkof «The Versailles Sessions». Мрачновато-нервная атмосфера
записи передается хорошо, доля темноты тоже присутствует. И с
детальностью дело обстоит неплохо - запись не перегружена и тракт хорошо
отрабатывает нюансы и послезвучия. Только эмоции передаются чуть более
упрощенно, чем хотелось бы, но здесь можно предположить, что я ставлю
слишком высокую планку. Однако хотелось бы именно погружения в амосферу
музыки и записи, а здесь этого нет. Есть звук - вполне добротный,
качественный, вроде бы и эмоциональный и ненавязчивый, и только.
С
диском Brian Eno «Discreet Music» примерно похожая картина – добротно,
чистенько, аккуратно. Значимых качественных или количественных перепадов
звукогого почерка я не заметил.
Напоследок
послушал пластинку с записью клавесинных произведений Francois Couperin - в целом очень недурно вышло. Формально правильно, но не так въедливо,
как могло бы быть. Заметно это на том, как затухают послезвучия, их
немного меньше обычного. Хотя есть и другой момент - не слышно
чрезмерной резкости. Вполне вероятно, что многим такая подача покажется
более дружелюбной.
Записи
оркестровых и хоровых произведений я не стал включать в основной тест,
но послушать их, конечно же, было необходимо. Звук уверенный, стройный и
цельный. Есть некоторая легковесность и нехватка детальности на сложных
фрагментах, но это было скорее предсказуемо. И это на взгляд очень
придирчивого слушателя, предположу, что многие сочли бы полученный
результат очень хорошим.
Выводы
В
этом проигрывателе видна попытка совместить аудиофильский пуристский
подход к конструкции и собственную звуковую и инженерную школу Dual. А
эти подход и школа, несомненно, есть, учитывая долгую историю компании и
преемственность разработок. Предположу, что во многом результат
оказался достигнут: в конструкции есть практически все необходимое,
чтобы с ней справился любой пользователь, и все для того, чтобы
прослужить много лет. Также есть и преемственность в звуке, легкость,
подвижность и музыкальность - хорошо известные черты аппаратов Dual. Как
и отсутствие въедливости и аудиофильской дотошности. Если учесть эти
качества при выборе и самого проигрывателя (соотнеся его с имеющиеся или
планируемой системой), и вдумчиво подойти к выбору головки, то можно
получить как раз ожидаемый и предсказуемый результат.
Комментариев нет:
Отправить комментарий