Звук
Как
только головка Transfiguration Phoenix S полностью разыгралась, я отметил ее
превосходное звучание на акустической музыке, особенно фортепианном соло и
джазовых ансамблях. Звучание было очень детальным, но вместе с тем полновесным
и полнотелым. Запись Оскара Питерсона The Duke Ellington Songbook (LP, Verve Select 2331 090) прозвучала безупречно.
Рояль Питерсона на Sophisticated Lady продемонстрировал потрясающий эффект
присутствия, удивительное разрешение по низкоуровневой информации и
удивительный темперамент, которого я даже не ожидал. Контрабас Рэя Брауна
звучал потрясающе мощно и артикулировано, формируя тонкий захватывающий диалог
с инструментом Питерсона. Ударник Эд Тигпен сопровождал музыкантов взвешенными,
четкими ударами цимбал. Сразу на нескольких альбомах Стэна Гетца на Verve я
отметил чистую, сладкую и чувственную середину. В частности, саксофон Стэна
Гетца звучал особенно певуче, насыщенно, с изящным свингом на поразительно
живых импровизациях на Voices (LP, Verve V6-8707).
Фортепианная
музыка звучала великолепно. Первая часть бетховенской 4-й сонаты ми бемоль,
опус 7 в исполнении Альфреда Бренделя (LP, Philips 9500 506) порадовала
искрящимися контрастами, длительными послезвучиями и богатой серединой. Я
слышал хорошо выраженные крещендо на аккордах, стремительные арпеджио и
взрывную динамику там, где она уместна. В рояле Гезы Анда на первой части
фортепианного концерта Моцарта №21 в до мажоре, K.467 (LP, Deutsche Grammophon
138783), ощущался вес в нижних регистрах инструмента и экспрессия во всем
остальном диапазоне вплоть до самого верха на волнах напористых арпеджио и
стремительных каденций. Пьеса «Round Midnight» в сольном исполнении Телониуса
Монка на пластинке Greatest Heats (LP, Columbia CS 9775) обнаружила мощь и
уверенность в этой замечательной угловатой мелодической структуре с
выразительной партией левой руки, синкопированными нотами с тремоло и плавными арпеджио.
Верх звучал поразительно чисто и звонко. В технических характеристиках Phoenix
S указан рабочий диапазон
частот 20 Гц – 40 кГц, +/- 2 дБ. Судя воспроизведению фортепианной музыки, это
так и есть.
Другая
акустическая музыка также впечатлила. Мне понравилось почти все на диске Эрика
Клэптона Unplugged (LP, Reprise 468412-1), особенно «lonely Stranger». Гитарные щипки и переборы
струн Клэптона звучали чисто и выразительно как в общем ритме, так и
синкопированные.Как всегда, фортепиано было на высоте – насыщенное, с богатой
гармонической надстройкой, звонкими и детальными высокими. Музыкальная ткань
казалась естественной, голос Клэптона иногда звучал суховато, но с живым
оттенком фальцета, а подпевки женского вокала отличались кристальной четкостью
голосов, объемом и деликатностью, которая была в конце разбилась об взрывной
заключительный аккорд Клэптона.
Акустическая
гитара Джерри Гарсия на «Ripple» с альбома Grateful Dead American Beauty (LP,
Warner Bros WS 1893) также звучала
красочно и органично в сопровождении ловких переборов второй гитары и
мандолины. Темп, чувство ритма и сыгранность были великолепны. Билл Кройцман на
ударных и перкуссионист Мики Харт вели непринужденный диалог на фоне струнных
инструментов. Поверх всего этого великолепия с гармониями Фила Леша вокал
Гарсия в отдельные моменты насыщался сибилянтами, но звучал светло и
экспрессивно. Струнная партия группы была во всей своей красе. Phoenix S не
менее хорошо справлялась и с электронной музыкой. Мне очень понравилось
свингующее, с мягкими роковыми нотками исполнение «Rivers of Babylon» группой
Melodians на звуковой дорожке к фильму The Harder They Come (LP, Mango
MLPS-9202) – фильму, благодаря которому мир узнал о настоящем ямайском регги.
Электрическая ритм-гитара, приглушаемая тыльной стороной ладони исполнителя,
дает потрясающий бит, на фоне которого все остальное, включая тенор
лидер-вокалиста Брента Дау, звучит очень живо, а музыкальное действие
превращается в интригующий каскад двусмысленных вопросов и ответов в стиле
стихотворных растафарийских цитат из псалмов. На «White Room» с альбома Cream Wheels of Fire (LP, Polydor 0042282757814)
бас-гитара Джека Брюса звучит плотно и авторитарно, и его темное,
темпераментное вибрато наплывает на сипловатый говорок гитары Клэптона. И когда
Клэптон начинает свою вокальную партию, его хрипловатый голос звучит
драматично. Барабаны Джинджера Бейкера прорываются сквозь музыкальное полотно
отрывисто и динамично, а удары большого барабана кажутся зловещими. И я услышал
лишь легкий избыток верхних частот на его тарелках.
Многоголосье
Choir of King’s College под управлением Дэвида Уиллкокса (концертная запись в
King’s College Chapel, Кембридж) прозвучало воздушно и сбалансировано на «Lord,
our redeemer» из первой части Страстей по Иоанну Баха (LP, Argo GOS 628-30).
Philomusica of London я, казалось, слушал из середины зала, настолько силен был
эффект присутствия, да и общий тональный баланс оказался исключительно
безупречным. Это одна из наименее качественных, не блистающих разрешением
записей в моей коллекции, и, тем не менее, я нашел ее звучание вполне
удовлетворительным и когерентным благодаря Phoenix S. В одном из пассажей я даже
различил голоса двух басов, тихонько подпевавших тенору Александру Янгу.
При
отличном обращении с акустической музыкой Phoenix S по первому времени меня
озадачила, когда дело дошло до звучания скрипок, как соло, так и в составе
оркестра. Но по мере разыгрывания головки скрипки начинали звучать все более
открыто, пока наконец через 140 часов работы оркестры зазвучали именно так, как
я ожидал, скрипки красочно раскрылись в своем среднем регистре и, когда это
уместно, приобрели кипучую энергию в звуковой атаке. На самом деле, по своим
необычайно длительным периодом разыгрывания, исключительной прозрачностью и
динамикой новая головка Phoenix S схожа с выходными трансформаторами на аморфных
сердечниках, которые присутствуют в некоторых лучших моделях однотактных
триодных ламповых усилителей. В сборнике произведений Моцарта в исполнении
Генрика Шеринга (LP, Philips Festivo 6570 024) соло скрипки звучало сладко,
чисто, масштабно и даже с оттенком теплоты. Разрешение было высочайшим, Phoenix
S продемонстрировала хорошую работу в верхнем частотном диапазоне и потрясающую
детальность.
Скрипичные
партии также удивили естественностью, непосредственностью и силой, но без
налета стекла или резкости в первой части скрипичного концерта №3 в соль
мажоре, K.216. Phoenix S показала естественную макродинамику в тутти, будучи в
состоянии передать без потерь деликатность скрипичного пиццикато в
аккомпанементе и замечательном, богатом нюансами соло Шеринга.
Сравнение
Моим
референсным звукоснимателем около трех лет была головка ZYX Airy 3 ценой $3450.
При уровне выхода 0,24 мВ, внутреннем сопротивлении 4 Ом и весе 7 г (с серебряным основанием)
Airy 3 по основным параметрам весьма близка к Phoenix S и даже может
похвастаться более широким частотным диапазоном: 10 Гц –100 кГц. Когда я
сравнивал эти две японские головки напрямую, как в пассивном включении (через
повышающий трансформатор EAR MC4 на вход ММ фонокорректора Herron), так и в
активном (на вход МС фонокорректора Herron), я обнаружил ряд интересных
различий.
Несмотря
на декларируемый гораздо более широкий частотный диапазон, Airy 3 звучит более
отстраненно, стабильно с большей степенью релаксации в звуке со сладковатым
привкусом на скрипах в оркестре т обычно более мягко на вокале. В целом она
мягче по звуку в сравнении с Phoenix S. На сольном фортепиано и скрипке, как и
на скрипках в оркестре, Airy 3 звучит более округло, с более мягкими средними
частотами и несколько меньшей детальностью. Трели Альфреда Бренделя на сонате
Бетховена не имели такого кристаллического верха, как с Phoenix S. Оркестровые
скрипки могли звучать легко и сладко на записях Шеригна, исполняющего
скрипичный концерт №3 Моцарта, а в других местах форсировано и полнотело, и его
исполнение в целом казалось таким же живым и прочувствованным, как и с Transfiguration,
но менее подробным в плане детальности. На струнных и фортепиано Phoenix S
демонстрирует более высокое разрешение.
Phoenix
S оказалась также более быстрой и темпераментной на диске Клэптона Unplugged,
его щипки и переборы гитарных струн звучали более смело и искренне, чем с Airy
3. На White Room (Cream) бас Джека Брюса звучал более отдаленно с Zyx, но его
вибрирующий голос был почти таким же живым, как с Phoenix S. Барабаны Джинджера
Бейкера немного выделялись в миксе, как и электрогитара Клэптона, хотя и в
меньшей степени. А на «Ripple» (Grateful Dead) щипки и переборы струн
акустической мандолины и гитар оказались не такими ошеломляюще прозрачными на
Airy 3. И снова Phoenix S оказалась более динамичной и продемонстрировала более
высокое разрешение.
Звучание
большинства джазовых записей с Airy 3 было таким же чистым, сладким и
прочувствованным, как и с Phoenix S, но в целом чуть приглаженным и менее
драматичным в смысле динамических оттенков. Середина была великолепна, что
подтвердил тенор-саксофон Стэна Гетца на Voices, но Phoenix Sснова оказалась
более живой и создающей более явный эффект присутствия, и я мог лучше слышать
темпераментное рубато медленных арпеджио Оскара Питерсона на «Sophisticated
Lady» с диска the Duke Ellington Songbook.
Наконец,
с Airy 3 Philomusica of London звучала прекрасно, особенно в «Lord, our
Redeemer» из Страстей по Иоанну – не так напряженно и вместе с тем не анемично,
а цветисто и в целом очень близко к тому, как получилось с Transfiguration.
Но
хор все же оказался более напористым с ZYX, по-моему, по причине более
деликатных, свободных и рафинированных высоких частот. Пульсирующий ритм
басовых нот органа был более выраженным, и в целом исполнение лучше ложилось на
слух с Transfiguration – с этой головкой оно казалось более органичным и
сбалансированным.
Заключение
Transfiguration
Phoenix S – великолепный звукосниматель с нейтральным тональным балансом.
Головка обладает высоким разрешениеми способностью реалистично передавать как
резкие динамические контрасты, так и деликатные нюансы, ей также свойственна
удивительная детальность. Засомневавшись поначалу насчет формирования фактуры
звучания оркестровых струнных, в конце я убедился в том, что именно струнные
она воспроизводит великолепно, как и все остальное, и даже предпочел ее моей
референсной головке ZYX Airy 3 на всех фрагментах музыки, за исключением
хорового пения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий