Джаз (англ. Jazz) - форма музыкального искусства,
возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и
европейской культур и получившая впоследствии повсеместное
распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза
изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных
ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры -
свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми
музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.
Важнейшие характеристики джаза - наличие в ритмике, во-первых, регулярной пульсации, так называемого «бита», а во-вторых, отклонений от этой пульсации - «свинга» (от английского - «качание», «раскачка»). Они берут свое начало в традициях африканской музыки. Свинг - одно из выразительных средств джаза. Кроме особой выразительной роли ритма джаз унаследовал и другие черты африканской музыки: трактовку всех инструментов как ударных, ритмических; преобладание разговорных интонаций в пении и подражание разговорной речи при игре на инструментах. Произведения, исполняемые негритянскими музыкантами, часто имели форму чередования очень короткого сольного мотива - зова и хорово-вого или инструментального ответа.
Джаз - искусство, основанное на импровизации в сочетании с заранее продуманной, но не обязательно записанной в нотах формой композиции. Импровизировать могут одновременно несколько музыкантов, даже если в ансамбле явно слышен солирующий голос. Законченный художественный образ произведения зависит от взаимодействия членов ансамбля между собой и с аудиторией. Для раннего, новоорлеанского, этапа традиционного джаза (примерно до конца 10-х гг. XX в.) характерна коллективная импровизация нескольких, как правило трех, вариантов одной и той же мелодии трубачом (главный голос), кларнетистом и тромбонистом на фоне маршевого аккомпанемента медного баса и ударных.
В 20-е гг. были найдены основные черты будущих стилей: равномерная пульсация контрабаса и ударных, способствовавшая свингу, виртуозное солирование, манера вокальной импровизации без слов при помощи отдельных слогов («скэт»). Значительное место в репертуаре традиционного джаза занял блюз. Позднее оба этапа раннего джаза - новоорлеанский и последовавший за ним чикагский - объединяются термином «диксиленд». Были предприняты попытки использовать элементы джаза в произведениях крупной формы (так называемый симфоджаз). Наиболее известны балет «Сотворение мира» Д. Мийо, «Рапсодия в блюзовых тонах» Дж. Гершвина, ряд симфо-джазовых сочинений И. Ф. Стравинского. С середины 50-х гг. эксперименты по соединению принципов джаза и современной музыки вновь получили распространение, уже под названием «третье течение», также и в советской музыке («Концерт для оркестра» А. Я. Эшпая, «Концерт для джаза» М. М. Кажлаева, 2-й концерт для фортепьяно с оркестром Р. К. Щедрина, 1-я симфония А. Г. Шнитке).
В конце 20-х - начале 30-х гг. возникла стройная система, получившая название стиля «свинг» и приобретшая впоследствии значение джазовой классики. Для свинга характерно, во-первых, появление нового типа оркестра - биг-бэнда. С увеличением оркестра пришлось отказаться от коллективной импровизации и перейти к исполнению аранжировок, записанных на ноты. Аранжировка стала одним из первых проявлений композиторского начала в джазе: она ограничивала импровизацию, для которой в партитуре предусматривались свободные окна.
Биг-бэнд состоит из трех групп инструментов - секций, каждая может звучать как один многоголосный инструмент: секции саксофонов (позднее с кларнетами), «медной» секции (трубы и тромбоны), ритмической секции (фортепьяно, гитара, контрабас, ударные).
Во-вторых, появилась сольная импровизация, основанная на «квадрате» («хорусе»). «Квадрат» - это одна вариация, равная по продолжительности (числу тактов) теме и исполняемая на фоне того же, что и тема, аккордового сопровождения, к которому импровизатор подстраивает новые мелодические обороты. В 30-е - 40-е гг. наряду с блюзом получила распространение песенная форма из 32 тактов. В-третьих, в свинге широко применяется «рифф» - двух-четырёх тактовая ритмически гибкая реплика. Ее исполняет оркестр, пока импровизирует солист. И наконец, в-четвертых, свингующая четырёхдольная пульсация, в которой четные доли такта каким-либо способом акцентированы. Среди первых джазовых биг-бэндов - оркестры Ф. Хендерсона, К. Бэйси, Б. Гудмена, Г. Миллера, Д. Эллингтона. Последний уже в 40-е гг. обратился к крупным циклическим формам, основанным на негритянском и латиноамериканском фольклоре, а также к жанру концертной миниатюры. В конце 30-х гг. большинство американских свинговых оркестров (их репертуар почти вытеснил иные виды эстрадно-развлекательной музыки) переключилось на коммерческую музыку. Поэтому в среде любителей и музыкантов джаза даже возникло движение за возрождение более ранних, подлинно джазовых стилей.. Решающую роль в этом движении сыграли небольшие негритянские ансамбли 40-х гг., отбросившие все рассчитанное на внешний эффект: эстрадность, танцевальность, песенность. Тема проигрывалась в унисон и почти не звучала в оригинальном виде (популярные мелодии уступили место «неприглаженным» фразам, позаимствованным из импровизаций на эти же темы), аккомпанемент уже не требовал танцевальной регулярности.
Этот стиль, открывающий современную эпоху в джазе, получил название «боп» или «бибоп». Эксперименты талантливых музыкантов - Ч. Паркера, Д. Гиллеспи, Т. Монка и других - фактически положили начало развитию джаза как самостоятельного вида искусства, лишь внешне связанного с эстрадно-танцевальным жанром.
С конца 40-х до середины 60-х гг. современный джаз развивался в основном в двух направлениях. Первое включало стили «кул», т. е. «прохладный», и «вест-коуст». Для них характерно широкое использование опыта классической и современной серьезной музыки (развитые концертные формы, полифония и др.). По одному звучанию даже трудно догадаться, что это звучит джаз-ансамбль. Второе направление включало стили «хардбоп» (т. е. «горячий», «энергичный») и близкий ему «соул джаз» (в переводе с английского «соул» - «душа»), сочетавшие принципы старого бибопа с традициями негритянского фольклора (упрощение форм, гармонии в «соул джазе»), темпераментные ритмы и интонации спиричуэлов.
Оба этих направления имеют и много общего в стремлении освободиться от деления импровизации на отдельные квадраты, а также освинговать вальсовые и более сложные размеры.
С начала 60-х гг. большое число музыкантов экспериментирует со спонтанной импровизацией, не ограниченной даже конкретной музыкальной темой (так называемый свободный джаз). Однако еще большее значение получает ладовый принцип импровизации: каждый раз заново выбирается ряд звуков - лад, а не четко различимые квадраты. В поисках таких ладов джаз обращается к музыкальным культурам Азии, Африки, Европы и др. В 70-е гг. в джаз приходят электроинструменты и ритмы молодежной рок-музыки, основанной на более мелком, чем ранее, дроблении такта. Этот стиль получает сначала название «джаз-рок», а позднее «фьюжн», т. е. «сплав».
Значительными успехами отмечено развитие советского джаза, начало которому было положено В. Парнахом в 1922 г. В довоенный период джаз в нашей стране развивался внутри эстрадных оркестров. В 1929 г. Л. О. Утесов Организовал эстрадный оркестр и назвал свой коллектив «Tea-джаз». Благодаря его сотрудничеству с композитором И. О. Дунаевским возник также песенный джаз (все помнят его по кинофильму «Веселые ребята»). Импровизационный джаз стилей «диксиленд» и «свинг» практиковался в оркестрах А. В. Варламова, Н. Г. Минха, А. Н. Цфасмана и других. С середины 50-х гг. наряду с джазовыми номерами в эстрадных программах, для которых писали музыку В. Н. Людвиковский, Ю. С. Саульский, К. А. Караев, А. П. Петров, Я. А. Френкель и другие композиторы, начинает развиваться джаз в небольших любительских коллективах («Восьмерка ЦДРИ», «Ленинградский диксиленд»). Шефство над любительскими коллективами взяли на себя комсомольские и студенческие организации, которые провели в 60-е гг. несколько музыкальных фестивалей, где получили путевку в жизнь многие видные исполнители.
В 70-е гг. советский джаз становится профессиональным искусством. Начинается подготовка кадров на эстрадных отделениях музыкальных училищ, издаются учебные пособия, ноты, пластинки. С 1973 г. пианист Л. А. Чижик стал выступать с «вечерами джазовой импровизации». Регулярно выступают у нас в стране и за рубежом ансамбли под руководством И. Бриля, «Арсенал», «Аллегро», «Каданс» (Москва), квинтет Д. С. Голощекина (Ленинград), коллективы В. Ганелина и В. Чекасина (Вильнюс), Р. Раубишко (Рига), Л. Винцкевича (Курск), Л. Саарсалу (Таллин), А. Любченко (Днепропетровск), М. Юлдыбаева (Уфа) и др. Полностью посвящены джазу программы оркестра О. Л. Лундстрема, в значительной мере - коллективов К- А. Орбеляна, А. А. Кролла («Современник»). При всем стилистическом многообразии советского джаза (от диксиленда до экспериментальных течений свободной импровизации) для него характерен синтез принципов джазового исполнительства с ладово-интонационным и ритмическим богатством музыкальных традиций народов СССР. Первые опыты в этом направлении находят продолжение в творчестве многих коллективов и композиторов, работающих в области джаза.
Сегодняшний мир музыки столь же разнообразен, как климат и география, которые мы познаём благодаря путешествиям. И все же, сегодня мы наблюдаем смешение всё большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится «всемирной музыкой» (world music). Сегодняшний джаз уже не может не быть под влиянием звуков, проникающих в него практически из любого уголка земного шара. Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как например Кен Вандермарк, фриджазовый авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам, более традиционной ориентации, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа , саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт. Старая традиция звучания стремительно продолжается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, работающий с целой командой помощников, как в собственных маленьких группах, так и в Джаз-Оркестре Центра Линкольна, который он возглавляет. Под его покровительством выросли в больших музыкантов пианисты Маркус Робертс и Эрик Рид, саксофонист Уэс «Warmdaddy» Эндерсон, трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис. Басист Дейв Холланд также является прекрасным открывателем молодых талантов . Среди многих его открытий такие художники, как саксофонист/М-басист Стив Коулмен, саксофонист Стив Уилсон, вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон. К числу других великих наставников молодых талантов относятся также пианист Чик Кориа, и ныне покойные - барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего развития джаза в настоящее время достаточно велики, поскольку пути развития таланта и средства его выражения непредсказуемы, умножаясь поощряемым сегодня объединением усилий различных джазовых жанров. Например, саксофонист Крис Поттер под собственным именем выпускает мэйнстримовый релиз и в то же время участвует в записи с другим великим авнгардистом, барабанщиком Полом Мотианом. Аналогично, другие легенды джаза, относящиеся к различным джазовым мирам могут встречаться под одним баннером, как это было например при совместной записи Элвина Джонса, саксофониста Дьюи Редмана и пианиста Сесила Тэйлора.
Важнейшие характеристики джаза - наличие в ритмике, во-первых, регулярной пульсации, так называемого «бита», а во-вторых, отклонений от этой пульсации - «свинга» (от английского - «качание», «раскачка»). Они берут свое начало в традициях африканской музыки. Свинг - одно из выразительных средств джаза. Кроме особой выразительной роли ритма джаз унаследовал и другие черты африканской музыки: трактовку всех инструментов как ударных, ритмических; преобладание разговорных интонаций в пении и подражание разговорной речи при игре на инструментах. Произведения, исполняемые негритянскими музыкантами, часто имели форму чередования очень короткого сольного мотива - зова и хорово-вого или инструментального ответа.
Джаз - искусство, основанное на импровизации в сочетании с заранее продуманной, но не обязательно записанной в нотах формой композиции. Импровизировать могут одновременно несколько музыкантов, даже если в ансамбле явно слышен солирующий голос. Законченный художественный образ произведения зависит от взаимодействия членов ансамбля между собой и с аудиторией. Для раннего, новоорлеанского, этапа традиционного джаза (примерно до конца 10-х гг. XX в.) характерна коллективная импровизация нескольких, как правило трех, вариантов одной и той же мелодии трубачом (главный голос), кларнетистом и тромбонистом на фоне маршевого аккомпанемента медного баса и ударных.
В 20-е гг. были найдены основные черты будущих стилей: равномерная пульсация контрабаса и ударных, способствовавшая свингу, виртуозное солирование, манера вокальной импровизации без слов при помощи отдельных слогов («скэт»). Значительное место в репертуаре традиционного джаза занял блюз. Позднее оба этапа раннего джаза - новоорлеанский и последовавший за ним чикагский - объединяются термином «диксиленд». Были предприняты попытки использовать элементы джаза в произведениях крупной формы (так называемый симфоджаз). Наиболее известны балет «Сотворение мира» Д. Мийо, «Рапсодия в блюзовых тонах» Дж. Гершвина, ряд симфо-джазовых сочинений И. Ф. Стравинского. С середины 50-х гг. эксперименты по соединению принципов джаза и современной музыки вновь получили распространение, уже под названием «третье течение», также и в советской музыке («Концерт для оркестра» А. Я. Эшпая, «Концерт для джаза» М. М. Кажлаева, 2-й концерт для фортепьяно с оркестром Р. К. Щедрина, 1-я симфония А. Г. Шнитке).
В конце 20-х - начале 30-х гг. возникла стройная система, получившая название стиля «свинг» и приобретшая впоследствии значение джазовой классики. Для свинга характерно, во-первых, появление нового типа оркестра - биг-бэнда. С увеличением оркестра пришлось отказаться от коллективной импровизации и перейти к исполнению аранжировок, записанных на ноты. Аранжировка стала одним из первых проявлений композиторского начала в джазе: она ограничивала импровизацию, для которой в партитуре предусматривались свободные окна.
Биг-бэнд состоит из трех групп инструментов - секций, каждая может звучать как один многоголосный инструмент: секции саксофонов (позднее с кларнетами), «медной» секции (трубы и тромбоны), ритмической секции (фортепьяно, гитара, контрабас, ударные).
Во-вторых, появилась сольная импровизация, основанная на «квадрате» («хорусе»). «Квадрат» - это одна вариация, равная по продолжительности (числу тактов) теме и исполняемая на фоне того же, что и тема, аккордового сопровождения, к которому импровизатор подстраивает новые мелодические обороты. В 30-е - 40-е гг. наряду с блюзом получила распространение песенная форма из 32 тактов. В-третьих, в свинге широко применяется «рифф» - двух-четырёх тактовая ритмически гибкая реплика. Ее исполняет оркестр, пока импровизирует солист. И наконец, в-четвертых, свингующая четырёхдольная пульсация, в которой четные доли такта каким-либо способом акцентированы. Среди первых джазовых биг-бэндов - оркестры Ф. Хендерсона, К. Бэйси, Б. Гудмена, Г. Миллера, Д. Эллингтона. Последний уже в 40-е гг. обратился к крупным циклическим формам, основанным на негритянском и латиноамериканском фольклоре, а также к жанру концертной миниатюры. В конце 30-х гг. большинство американских свинговых оркестров (их репертуар почти вытеснил иные виды эстрадно-развлекательной музыки) переключилось на коммерческую музыку. Поэтому в среде любителей и музыкантов джаза даже возникло движение за возрождение более ранних, подлинно джазовых стилей.. Решающую роль в этом движении сыграли небольшие негритянские ансамбли 40-х гг., отбросившие все рассчитанное на внешний эффект: эстрадность, танцевальность, песенность. Тема проигрывалась в унисон и почти не звучала в оригинальном виде (популярные мелодии уступили место «неприглаженным» фразам, позаимствованным из импровизаций на эти же темы), аккомпанемент уже не требовал танцевальной регулярности.
Этот стиль, открывающий современную эпоху в джазе, получил название «боп» или «бибоп». Эксперименты талантливых музыкантов - Ч. Паркера, Д. Гиллеспи, Т. Монка и других - фактически положили начало развитию джаза как самостоятельного вида искусства, лишь внешне связанного с эстрадно-танцевальным жанром.
С конца 40-х до середины 60-х гг. современный джаз развивался в основном в двух направлениях. Первое включало стили «кул», т. е. «прохладный», и «вест-коуст». Для них характерно широкое использование опыта классической и современной серьезной музыки (развитые концертные формы, полифония и др.). По одному звучанию даже трудно догадаться, что это звучит джаз-ансамбль. Второе направление включало стили «хардбоп» (т. е. «горячий», «энергичный») и близкий ему «соул джаз» (в переводе с английского «соул» - «душа»), сочетавшие принципы старого бибопа с традициями негритянского фольклора (упрощение форм, гармонии в «соул джазе»), темпераментные ритмы и интонации спиричуэлов.
Оба этих направления имеют и много общего в стремлении освободиться от деления импровизации на отдельные квадраты, а также освинговать вальсовые и более сложные размеры.
С начала 60-х гг. большое число музыкантов экспериментирует со спонтанной импровизацией, не ограниченной даже конкретной музыкальной темой (так называемый свободный джаз). Однако еще большее значение получает ладовый принцип импровизации: каждый раз заново выбирается ряд звуков - лад, а не четко различимые квадраты. В поисках таких ладов джаз обращается к музыкальным культурам Азии, Африки, Европы и др. В 70-е гг. в джаз приходят электроинструменты и ритмы молодежной рок-музыки, основанной на более мелком, чем ранее, дроблении такта. Этот стиль получает сначала название «джаз-рок», а позднее «фьюжн», т. е. «сплав».
Значительными успехами отмечено развитие советского джаза, начало которому было положено В. Парнахом в 1922 г. В довоенный период джаз в нашей стране развивался внутри эстрадных оркестров. В 1929 г. Л. О. Утесов Организовал эстрадный оркестр и назвал свой коллектив «Tea-джаз». Благодаря его сотрудничеству с композитором И. О. Дунаевским возник также песенный джаз (все помнят его по кинофильму «Веселые ребята»). Импровизационный джаз стилей «диксиленд» и «свинг» практиковался в оркестрах А. В. Варламова, Н. Г. Минха, А. Н. Цфасмана и других. С середины 50-х гг. наряду с джазовыми номерами в эстрадных программах, для которых писали музыку В. Н. Людвиковский, Ю. С. Саульский, К. А. Караев, А. П. Петров, Я. А. Френкель и другие композиторы, начинает развиваться джаз в небольших любительских коллективах («Восьмерка ЦДРИ», «Ленинградский диксиленд»). Шефство над любительскими коллективами взяли на себя комсомольские и студенческие организации, которые провели в 60-е гг. несколько музыкальных фестивалей, где получили путевку в жизнь многие видные исполнители.
В 70-е гг. советский джаз становится профессиональным искусством. Начинается подготовка кадров на эстрадных отделениях музыкальных училищ, издаются учебные пособия, ноты, пластинки. С 1973 г. пианист Л. А. Чижик стал выступать с «вечерами джазовой импровизации». Регулярно выступают у нас в стране и за рубежом ансамбли под руководством И. Бриля, «Арсенал», «Аллегро», «Каданс» (Москва), квинтет Д. С. Голощекина (Ленинград), коллективы В. Ганелина и В. Чекасина (Вильнюс), Р. Раубишко (Рига), Л. Винцкевича (Курск), Л. Саарсалу (Таллин), А. Любченко (Днепропетровск), М. Юлдыбаева (Уфа) и др. Полностью посвящены джазу программы оркестра О. Л. Лундстрема, в значительной мере - коллективов К- А. Орбеляна, А. А. Кролла («Современник»). При всем стилистическом многообразии советского джаза (от диксиленда до экспериментальных течений свободной импровизации) для него характерен синтез принципов джазового исполнительства с ладово-интонационным и ритмическим богатством музыкальных традиций народов СССР. Первые опыты в этом направлении находят продолжение в творчестве многих коллективов и композиторов, работающих в области джаза.
Джаз в современном мире
Сегодняшний мир музыки столь же разнообразен, как климат и география, которые мы познаём благодаря путешествиям. И все же, сегодня мы наблюдаем смешение всё большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится «всемирной музыкой» (world music). Сегодняшний джаз уже не может не быть под влиянием звуков, проникающих в него практически из любого уголка земного шара. Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как например Кен Вандермарк, фриджазовый авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам, более традиционной ориентации, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа , саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт. Старая традиция звучания стремительно продолжается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, работающий с целой командой помощников, как в собственных маленьких группах, так и в Джаз-Оркестре Центра Линкольна, который он возглавляет. Под его покровительством выросли в больших музыкантов пианисты Маркус Робертс и Эрик Рид, саксофонист Уэс «Warmdaddy» Эндерсон, трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис. Басист Дейв Холланд также является прекрасным открывателем молодых талантов . Среди многих его открытий такие художники, как саксофонист/М-басист Стив Коулмен, саксофонист Стив Уилсон, вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон. К числу других великих наставников молодых талантов относятся также пианист Чик Кориа, и ныне покойные - барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего развития джаза в настоящее время достаточно велики, поскольку пути развития таланта и средства его выражения непредсказуемы, умножаясь поощряемым сегодня объединением усилий различных джазовых жанров. Например, саксофонист Крис Поттер под собственным именем выпускает мэйнстримовый релиз и в то же время участвует в записи с другим великим авнгардистом, барабанщиком Полом Мотианом. Аналогично, другие легенды джаза, относящиеся к различным джазовым мирам могут встречаться под одним баннером, как это было например при совместной записи Элвина Джонса, саксофониста Дьюи Редмана и пианиста Сесила Тэйлора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий