понедельник, 1 октября 2012 г.

Движущий механизм. Требования и качественные параметры

Широко распространенный «принцип сборной конструкции» получил распространение и в области проигрывателей. Отдельно можно купить не только различного качества головки звукоснимателей, и прецизионные тонармы, но также и движущие механизмы, состоящие из диска и более или менее сложного механизма вращения. Наиболее часто их монтируют в корпус проигрывателя на заводе. В этой главе рассматриваются движущий механизм и монтаж проигрывателя. Обе темы разделены для удобства.

Задача движущего механизма в первый момент кажется чрезвычайно простой: вращение диска проигрывателя с постоянной скоростью. А трудности возникают именно при удовлетворении этого требования. Постоянную частоту вращения необходимо обеспечить и при колебаниях сетевого напряжения, и при изменении тормозящего действия пластинки, и при увеличении температуры среды, окружающей проигрыватель. Вращение диска должно быть равномерным, ибо все отклонения передаются непосредственно пластинке и вызывают вредную модуляцию. Желательно, чтобы двигатель обладал достаточно большим моментом для компенсации изменений нагрузки и быстрейшего достижения диском проигрывателя номинальной частоты вращения. Двигатель не должен создавать магнитных полей рассеяния, так как они могут индуцировать шумовое напряжение в головках звукоснимателей магнитной системы. Все перечисленные требования должны обеспечиваться при многочасовой, а в студийных условиях при круглосуточной работе.

Основные требования, предъявляемые к движущему механизму сформулированы в стандарте DIN45500. Согласно этим требованиям значения частот вращения ЗЗ и 45 мин не должны выходить из границ допуска +1,5 и -1%. Отклонение, равное половине оборота диска в минуту по отношению к частоте 33 мин-1, составляет ровно 1,5%. При таком отклонении частота 1000 Гц повысится наг 15 Гц, что составляет одну восьмую октавы. Это повышение неощутимо для слуха человека.

Намного чувствительнее слух реагирует на кратковременные колебания высоты звука, проявляющиеся в частотной модуляции-полезного сигнала. Если звук фортепьяно частотой 1000 Гц 4 раза в секунду изменяется на 1,5 Гц, т. е. на 0,15 %, то эти изменения становятся уже ощутимыми. Медленные колебания с частотами от 0,5 до 5 Гц вызывают неприятное плавание звука, а более частые колебания с частотами от 4 до 100 Гц прослушиваются как дробление звука.

Следующий качественный параметр - рокот бой низкочастотную помеху, вызванную вращающимися деталями движущего механизма. Эта помеха воспринимается головкой звукоснимателя через тонарм или диск. Уровень рокота выражается отношением напряжений помехи и сигнала, записанного с номинальной колебательной скоростью. Существует несколько способов измерения уровня рокота. По одному из них низкочастотная помеха измеряется по линейной характеристике, а по другому оценивается с помощью взвешивающего фильтра, учитывающего физиологические особенности слуха. Сначала рассмотрим предписания стандарта, а .затем требования, обусловленные особенностями слуха.

Измерение рокота проигрывателя по линейной характеристике согласно стандартам NAB, DIN и МЭК следует производить в диапазоне 10-500 Гц. Помехи с частотами ниже 10 Гц, вызванные короблением пластинки, ослабляются фильтром с крутизной 6 тава, а с частотами 500 Гц ослабляются тром, с крутизной 12 тава. Такая характеристика не является взвешивающей, это просто ограничение диапазона измерений. Венгерский стандарт на обеих граничных частотах предписывает фильтры с крутизной 12 дБ/октава. Полученный таким образом результат измерений есть невзвешенный уровень рокота.

Уровень рокота с учетом свойств слуха измеряется с помощью взвешивающего фильтра, показанного на рис. 5.2. Результат измерений — так называемый взвешенный уровень рокота. Вследствие взвешивания результат измерений не содержит самых низких составляющих помехи, и, таким образом, числовое значение благоприятнее, чем при линейных измерениях. Согласно предписаниям стандарта DIN45500 невзвешенныи уровень рокота не должен превышать -35 дБ, а взвешенный -55 дБ. Заметим, что кроме двух описанных измерений уровня рокота измеряются относительный уровень рокота и слышимый уровень рокота, при которых взвешивание производится при помощи различных кривых, но отличия эти незначительны.

Сигналы, по отношению к которым проводятся измерения в упомянутых стандартах, различны, соответственно различаются и измерительные пластинки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий