вторник, 29 мая 2012 г.

Сегодня пластинки из винила снова обретают устойчивую популярность. Постепенно, но обретают. Каждый год продажи грампластинок растут. Правда пока только в среде меломанов, но в дальнейшем у винила есть шанс вернуться к массовому слушателю. Новая волна увлечения винилом идет с Запада. Крупные звукозаписывающие компании выпускают на пластинках (LP) «ретроспективы» известных музыкантов, исполнителей, групп. Кроме того, современные музыкальные коллективы выпускают новые альбомы на виниле. И делается это не только для истинных ценителей качества звучания, но и для обывателей. Выход альбома сначала на виниле, а затем на других носителях - новая тенденция музыкального бизнеса. Дело в том, что производители считают, что винил - это своеобразный эксклюзив. И его купит не только меломан,   но истинный поклонник творчества какой-нибудь группы. Последний и достанет из чулана родительский проигрыватель. или купит новый и современный. К тому же винил не подделаешь (что радует производителей), только копию можно сделать, оцифровав звук. Но опять же западный человек вряд ли займется этим. Он настроен на то, что цифра придет, но чуть позже винила. И надо согласиться, что большим минусом проигрывателя винила является  стационарность устройства. Современный человек очень занят и слушает музыку чаще всего в пути. Может быть растущий выпуск пластинок и спрос на качественную музыку, всё же способен изменить привычки? Этому может помочь и магия винила.

Да, он обладает волшебством. Взять хотя бы внешний вид диска из винила. Гибкий, легкий (сейчас чаще всего - тяжелый, 180 гр.), а главное черный материал (иногда цветной или прозрачный), который должен поглощать свет, играет его лучами. Винил то сверкает глянцем, то становится матовым. Держите пластинку на пальцах за ребро и переворачивайте, медленно вращайте - разве не магия! К тому же можно увидеть в диске отражения предметов да и самого себя. Продолжаем изучать. От отверстия в цетре «яблока» взгляд скользит к краям. Между дорожками с закрученными в спираль канавками видны тропинки тишины. На краю диска музыка не заканчивается, а начинается - одно из конструктивных, но не принципиальное отличие LP от СD. А конверт пластинки, это же маленький шедевр для коллекционеров. Особенно интересны пластинки с разворотом, а есть еще вкладки, плакаты, стикеры и еще много чего интересного...

Почему винил притягивает? Потому что он интересен. Слушателю с ним интересно. Он держит пластинку, наблюдает за её движением по кругу. Смотрит как игла звукоснимателя скользит по канавкам. К тому же человек становится соучастником воспроизведения музыки. Он участвует в процессе - достать диск, протереть, положить на «блин», выбрать дорожку, опустить иглу, дождаться первых аккордов...

В СССР монополистом производства «винила» была «Мелодия». В 1964 году под этой маркой объединили все фабрики по изготовлению пластинок. Производство пластинок наладили в Апрелевке, Баку, Ленинграде, Москве, Риге, Ташкенте и Тбилиси. На пластинках выпускалось всё, что могло звучать и быть услышано - разумеется в рамках цензуры: песни, гимны, марши, стихи, спектакли, оперы, литературные произведения, сказки, речи вождей и т.д.. Но больше всего советский человек любил эстраду. Нашу эстраду. Социалистическую эстраду, а реже и западную. И тогда их расхватывали как говорится «на ура», уходили такие пластинки влёт. В магазинах были очереди. Фирменную же западную пластинку можно было купить только у фарцовщиков за очень приличную сумму или взять послушать, переписать у выездного за рубеж приятеля.

 История «Мелодии» закончилась вместе с распадом Союза. В России в начале 90-х годов под лейблами Антроп, Русский диск, SNC и др. успело выйти незначительное количество альбомов и сборников как западных, так и отечественных исполнителей (весьма посредственного качества). Надо добавить, что пластинки выпускались еще в Белоруссии - на Витебском заводе под лейблом Белотон - разумеется, без лицензии.

Причины прекращения выпуска винила - нерентабельность (что весьма сомнительно). На смену пришли более дешевые и мобильные носители - аудиокассеты и CD. Затем случилась цифровая революция. Музыку зажали в разные цифровые форматы. На маленьком миди-проигрывателе умещается все Битлз. Зачем пластинки? Это прошлый век! Тем не менее, на качестве звучания эта революция сказалась не лучшим образом. Да, в цифре звук можно хранить почти вечно, да это удобно и выгодно, да это доступно (пока в нашей стране не навели порядок на ниве пиратства) - скачал, скопировал, сжал как тебе нужно, скомпилировал. Но за всем этим стоит "Звук", а он с винила, хорошего винила «мягкий и теплый». Его динамический и частотный диапазон превышает таковые для CD-audio и конкурирует с DVD-audio, но в последнем случае, для получения звука сравнимого качества, DVD-система выйдет в несколько раз дороже проигрывателя. Вот так-то! Делаем соответствующие выводы.

Думаю многие согласятся со мной в том, что музыку будешь слушать с любого носителя, когда тебе она нравится. Считаешь себя прогрессивным - залей на «флешку» 8 гигов и наслаждайся в дороге; загрузи в компьютер всю дискографию любимой группы и гордись. Но если ты умеешь получать настоящее удовольствие от прослушивания музыки, у тебя будет стоять дома прекрасная аудиосистема с проигрывателем виниловых дисков. И прослушиванию скажем CD ты предпочтешь старый добрый винил.

Комментариев нет:

Отправить комментарий